ПОСЛЕ распада Советского Союза на постсоветском пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), которое было призвано сохранить и развивать межгосударственное сотрудничество в политической, экономической, военной и иных жизненно важных сферах.
Россия и Белоруссия одними из первых государств - участников СНГ осознали необходимость более тесной двусторонней интеграции. 21 февраля 1995 г. был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В соответствии с подписанным документом стороны договорились "строить дружественные, добрососедские отношения и развивать сотрудничество, руководствуясь принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения обязательств...". Этот Договор ознаменовал собой качественно новый уровень сотрудничества Белоруссии и России, положил начало активизации деятельности во всех сферах белорусско-российских отношений, в том числе по линии законодательных органов.
14 мая 1995 г. в Республике Беларусь состоялся всенародный референдум, который убедительно подтвердил неуклонное стремление белорусского народа к единению с Россией. В октябре 1995 г. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации, в свою очередь, приняла специальное постановление, в котором отмечалось, что идея единения славянских государств отвечает коренным интересам и чаяниям народов России и Белоруссии, способствует повышению уровня их благосостояния, преодолению кризисных явлений в общественном развитии, с которыми столкнулись обе страны, развитию славянской культуры, укреплению международного авторитета России и Белоруссии.
2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В соответствии с этим документом было принято решение о создании Парламентского собрания - представительного органа Сообщества, который должен был формироваться на основе принципа равного представительства депутатов национальных парламентов России и Белоруссии. На Парламентское собрание были возложены функции разработки проектов законодательных актов и внесения соответствующих предложений в органы, имеющие право законодательной инициативы.
2 апреля 1996 г. в Москве было заключено Соглашение между Федеральным собранием Российской Федерации и Верховным Советом Республики Беларусь. На встрече руководителей парламентов Белоруссии и России, которая состоялась 26 апреля 1996 г. в Санкт-Петербурге, было подписано Соглашение о Парламентском собрании Сообщества. Первая сессия Парламентского собрания Сообщества Беларуси и России состоялась 25 июня 1996 г. в Смоленске. На сессии рассмотрены вопросы, касающиеся непосредственно деятельности Парламентского собрания, в частности были избраны руководящие органы, избран председатель Парламентского собрания, первый заместитель председателя и два его заместителя, утверждены шесть профильных комиссий Парламентского собрания.
В период с 1996 по 1997 г. состоялись еще три сессии Парламентского собрания Сообщества: 24 октября 1996 г. и 1 апреля 1997 г. в Москве; 11-12 марта 1997 г. в Минске.
На сессии 1 апреля 1997 г. в Москве был рассмотрен вопрос "О проекте Договора о Союзе Беларуси и России". Депутаты единодушно одобрили проект Договора и обратились к российским и белорусским парламентариям с призывом ратифицировать его в приоритетном порядке.
Подписание 2 апреля 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России положило начало принципиально новому этапу в процессе белорусско-российской интеграции. В преамбуле Договора отмечалось, что Стороны действуют в соответствии с основами своего конституционного строя и общепризнанными принципами и нормами международного права. В соответствии со статьей 1 Договора Сообщество Беларуси и России преобразовывалось в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза. Уставом Союза предусматривалось учреждение обоими государствами на паритетных началах ряда союзных органов, в том числе Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
Устав Союза определил следующие основные задачи Парламентского собрания: формирование правовых основ единения Белоруссии и России; решение вопросов развития нормативной правовой базы интеграции государств - участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях; принятие нормативных правовых актов, имеющих статус законодательной рекомендации Союза; содействие унификации законодательства государств - участников Союза; обеспечение взаимодействия парламентов государств - участников Союза по вопросам Союза, представляющим взаимный интерес; рассмотрение проекта бюджета Союза; осуществление контрольных функций в пределах, установленных Договором о создании Союза; рассмотрение международных договоров, заключенных от имени Союза.
12-13 июня 1997 г. в Бресте состоялась первая (пятая) сессия Парламентского собрания Союза Беларуси и России, на которой было принято Обращение Парламентского собрания к главам государств, парламентам и народам в связи с образованием Союза Беларуси и России. Парламентское собрание направило официальные обращения в Межпарламентский союз, Парламентскую ассамблею Совета Европы и Парламентскую ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с просьбой о предоставлении Парламентскому собранию Союза Беларуси и России статуса наблюдателя в этих международных организациях.
Всего с 1996 по март 2001 г. Парламентское собрание провело 17 сессий: в 1996 г. - две, в 1997 г. - пять, в 1998 г. - две, в 1999 г. - четыре, в 2000 г. - 2, в 2001 г. - две.
Особую роль в истории строительства Союзного государства сыграла десятая (внеочередная) сессия Парламентского собрания, которая состоялась 21 января 1999 г. Депутаты единодушно поддержали политическую волю президентов Республики Беларусь и Российской Федерации, выраженную ими в подписанной 25 декабря 1998 г. Декларации о дальнейшем единении Белоруссии и России, к развитию процесса единения двух славянских государств. На сессии было принято развернутое постановление по вопросам совершенствования и эффективности работы Парламентского собрания в соответствии с требованиями и задачами нового этапа реинтеграции Белоруссии и России и поставлен вопрос о создании парламента Союзного государства и разработке проекта Договора об объединении Белоруссии и России в Союзное государство.
8 октября 1999 г. одновременно в России и Белоруссии были опубликованы проект Договора о создании Союзного государства и проект Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. В Договоре содержится положение о преобразовании Парламентского собрания Союза в парламент Союзного государства, всенародно избираемый прямым голосованием в государствах-участниках Союза и наделенный законодательными полномочиями. 4 ноября 1999 г. на тринадцатой (внеочередной) сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России обсужден проект Договора о создании Союзного государства.
8 декабря 1999 г. войдет в историю развития белорусско-российских отношений как день важных политических решений. Четырехлетний этап активного сотрудничества двух государств логически завершился обменом ратификационными грамотами и вступлением Договора о создании Союзного государства в силу. До выборов в Палату представителей парламента Союзного государства его функции исполняет Парламентское собрание Союза Беларуси и России.
Исторический опыт использования возможностей парламентаризма в деле институционально-правового обеспечения реинтеграции и создания Союзного государства, несомненно, обогащает и корректирует шкалу современных мировых общегуманитарных установок и становится достоянием всего мирового сообщества.