Второго апреля 1996 года президенты России и Белоруссии Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Таким образом, пять лет назад был запущен процесс создания союза двух государств. Каковы же итоги этого процесса?
Результаты этой "пятилетки" вызывают неоднозначную реакцию и часто прямо противоположные оценки. Одни считают, что положение дел в Союзном государстве, как писал классик, "хуже губернаторского" мнение других вполне укладывается в лозунг "прекрасен наш союз!".
На наш взгляд, последние пять лет более всего прочего нуждаются в обыкновенной инвентаризации достигнутого и упущенного, тогда как адвокаты, равно как и профессиональные хулители интеграции, менее других полезны на этой союзной "стройке".
Основными этапами прошедших пяти лет можно считать участие России и Белоруссии в Таможенном союзе (1995 г.), образование Сообщества России и Белоруссии (1996 г.), Союза Белоруссии и России (1997 г.), а также соответствующих интеграционных конструкций.
8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства, что стало важным шагом на пути интеграции двух государств. Одновременно была принята Программа действий по реализации положений Договора. Этот шаг в полной мере отвечает высшим национальным интересам Республики Беларусь и Российской Федерации.
В реальной интеграции важная роль отведена структурам исполнительной и законодательной власти, которые и должны быть действенным механизмом создания Союзного государства. Работают Высший Государственный Совет и Совет министров Союзного государства. Осуществляется постоянное взаимодействие национальных и союзных органов государственного управления. Есть некоторый опыт в принятии согласованных решений по важным вопросам союзного строительства.
В настоящее время в Республике Беларусь производится товаров народного потребления на душу населения в 1,5 раза больше, чем в России, продуктов сельского хозяйства - почти в 1,8 раза больше. Во многом сохранив свой промышленный, кадровый и научный потенциал, Белоруссия сумела стать уважаемым партнером многих российских регионов, основными из которых являются г. Москва (более 30% в общем объеме товарооборота Белоруссии с Россией), Тюменская область (около 18,6%), г. Санкт-Петербург и Московская область (около 5%). Можно утверждать, что интеграционные процессы приобрели ключевую значимость в Союзе именно на межрегиональном уровне.
Из утвержденных совместных экономических программ более или менее удовлетворительно реализуются не более трети. Незначительны результаты взаимодействия в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Чрезвычайно медленно продвигается решение таких важных вопросов, как создание единых энергетических и транспортных систем. Разнятся условия деятельности грузоперевозчиков двух государств. Не созданы условия для использования мощностей морского и речного портов Калининградской области для перевозки внешнеторговых грузов Белоруссии и России. Не унифицированы налоговое законодательство и нормативно-правовые акты, определяющие принципы и порядок установления государством тарифов на продукцию (услуги) предприятий естественных монополий. До сих пор нет согласованной политики в области защиты отечественных товаропроизводителей. Не в полной мере был исполнен прошлогодний бюджет Союзного государства (при его весьма скромных объемах).
Известно, что Договор имеет рамочный характер и раскрывает только содержание ряда принципиальных вопросов устройства нового межгосударственного образования. Представляется, что незавершенность ряда его ключевых положений должна быть компенсирована Конституционным актом. Сегодня проблема его отсутствия сказывается на любом серьезном вопросе правового обеспечения интеграции. Отметим хотя бы передачу некоторых полномочий в исключительное ведение Союзного государства, которая должна происходить после принятия Конституционного акта. Однако подготовка этого документа идет исключительно вяло, если идет вообще, он так и не стал объектом повышенного внимания со стороны российского и белорусского руководства. Более того, появляются настроения отодвинуть подготовку этого документа на неопределенное время.
Конституционный акт должен ответить на вопрос: какой тип государства мы строим? Говоря об устоявшихся классических понятиях - "федерация", "конфедерация" (исключая "унитарный тип государства", хотя, как известно, в чистом виде федераций или конфедераций в мире не существует), отметим, что этап "конфедерация" нашими государствами пройден. Но насколько далеко зашел интеграционный процесс, чтобы на повестку дня был поставлен вопрос о федерации Белоруссии и России?
Как отмечают эксперты, в Договоре о создании Союзного государства зафиксированы определенные признаки федеративного государства. Однако основное отличие от классических понятий теории федерализма в данном случае состоит в сохранении за обоими участниками Союзного государства суверенного статуса. И если на нынешнем этапе формирования Союза Белоруссии и России положения, подтверждающие его сложную федеративно-конфедеративную природу, естественны и понятны, то в дальнейшем при поступательном развитии интеграционных процессов этого уже будет недостаточно. Видимо, специалистам еще предстоит поработать над концепцией "федерация нового типа".
Делая даже самый схематичный обзор государственного устройства, будущей правовой системы Союзного государства, задумываешься о масштабных задачах в экономической, гуманитарной областях, о том, как велико и чрезвычайно интересно научное поле, которое предстоит освоить нашим ученым и практикам. Думается, что вне зависимости от конъюнктуры текущего момента основные базовые факторы (исторические, экономические, военные, гуманитарные), лежащие в основе объединительной идеи, логика реальной практической жизни продиктуют только один стратегический вектор развития отношений между Россией и Белоруссией - образование единого государства.
К решениям, которые затягивать просто нельзя, следует отнести проблему образования парламента Союзного государства. Необходимо форсировать принятие национальных законов о выборах в Палату представителей Парламента Союзного государства.