НА КОНЕЦ апреля на Украине запланирована приватизация шести энергокомпаний. Однако потенциальные инвесторы пока не уверены в том, что коммерческие конкурсы по продаже украинских облэнерго состоятся в срок. Ранее конкурсы уже несколько раз откладывались. Председатель украинского Фонда госимущества Александр Бондарь в середине марта заявил, что вина за срыв плана приватизации ложится на правительство. По словам Бондаря, на сегодня перспективы "энергоприватизации" туманны, как никогда ранее, потому что в последнее время сменились руководители всех государственных энергетических ведомств.
Аналитики считают, что г-н Бондарь дипломатично обозначил тенденцию в кадровой "энергополитике": в последнее время на ключевые посты в этой отрасли назначаются преимущественно представители так называемого "киевского административного клана". Так, бывший министр топлива и энергетики Сергей Ермилов был недавно уволен в связи с "недостаточным профессионализмом", а новым министром стал бывший заместитель киевского мэра Станислав Сташевский, который ранее вообще не имел опыта работы в энергетике. Недавно назначенный новый руководитель Национальной комиссии регулирования энергетики (НКРЭ) Юрий Продан известен как человек из команды Ивана Плачкова - экс-министра энергетики и нынешнего директора "Киевэнерго". Иван Плачков, в свою очередь, близкий друг киевского мэра Александра Омельченко. Таким образом, "киевская команда" получила возможность через Минтопэнерго определять основы энергетической политики Украины, а через НКРЭ контролировать энергокомпании.
Украинский премьер, представлявший Станислава Сташевского в качестве министра топлива и энергетики, позволил киевскому градоначальнику публично напутствовать новоназначенного члена Кабинета министров. Александр Омельченко весьма уверенно порекомендовал правительству приостановить приватизацию энергетики, реприватизировать ранее проданные облэнерго и выплатить их владельцам компенсацию без индексации. К выступлению киевского мэра в роли государственного советника по энергетике вполне серьезно отнеслись и аналитики, и инвесторы. Команда Омельченко известна тем, что последовательно отстаивает жесткое государственное регулирование экономики и противостоит "частнособственническим тенденциям". А поскольку именно люди из этой команды с недавних пор от имени государства управляют энергетической отраслью, то заявление Александра Омельченко может оказаться программным. Тем более что в последнее время правительство все чаще прибегает к авторитарным методам управления. Энергетики утверждают, что с середины марта НКРЭ искусственно завышает уровень денежных поступлений на счет энергорынка, безвозмездно отбирая часть средств у энергоснабжающих компаний. Некоторые украинские аналитики уверены, что это делается для того, чтобы создать видимость успешной деятельности "правительства реформаторов".
В самой сложной ситуации в связи с последними событиями в украинской энергетике оказался премьер-министр Виктор Ющенко. Он должен выполнить требование МВФ об увеличении платежей в электроэнергетике, чтобы получить очередные транши кредита расширенного финансирования. Но те административные методы, которыми "киевская команда" пытается "выбивать" из энергокомпаний деньги на счет энергорынка, могут сорвать приватизацию. А она, как известно, также является одним из основных требований МВФ. Ющенко понимает, что приватизация - это принятие политически не популярных решений внутри Украины (повышение тарифов, отключение должников). Но блокирование приватизации - это срыв бюджета и потеря "реформаторского" имиджа украинского правительства в глазах Запада. Проблема для премьера обостряется по той причине, что на 10 апреля в Верховной Раде запланирован отчет правительства о выполнении программы реформ. Вероятнее всего, парламентские противники Ющенко воспользуются возможностью упрекнуть премьера в том, что он в последнее время собирает в свою команду людей, известных антиреформаторскими взглядами. "Киевский административный клан", по мнению депутатов, вряд ли способен обеспечить Ющенко необходимую поддержку в парламенте, а от сотрудничества с влиятельными финансово-политическими группами премьер демонстративно дистанцировался, мотивируя это тем, что он ориентируется не на украинские кланы, а на экономические маяки и политическую поддержку развитых стран. С другой стороны, именно проводящаяся в последнее время кадровая политика подрывает такую основу стабильности правительства и положения нынешнего премьера, как демонстрировавшееся до сих пор доверие Запада к "молодым реформаторам" с Ющенко во главе. Видимо, запланированная приватизация облэнерго станет для западных финансовых и политических кругов индикатором "рыночности" украинского премьер-министра. Соответственно, к концу апреля Запад должен окончательно определиться со своим отношением к Украине.
Киев