Анализ развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве убедительно свидетельствует о том, что они являются непосредственным отражением дальнейшего обострения геополитического противоборства в мире, и в частности за наследие бывшего Советского Союза.
В последние годы Российской Федерации пришлось отстаивать свои национальные интересы в нелегкой борьбе с Западом в лице прежде всего США и их ближайших союзников. В силу этого процесс интеграции на постсоветском пространстве приобрел разновекторный характер.
Сегодня в планах Запада на первом месте стоит стремление столкнуть между собой представителей православно-славянской и мусульманской цивилизаций, прежде всего Россию, Турцию, Иран. В этой связи исламскому фактору отводится особая роль в провоцировании дезинтеграционных процессов, подрыве территориального устройства Российской Федерации, блокировании возможности создания союза славянских государств.
Среди основных геополитических конструкций антироссийской направленности необходимо особо выделить объединения, за которыми достаточно четко просматривается роль США и Турции. Это прежде всего ГУУАМ в составе Грузии, Узбекистана, Украины, Азербайджана и Молдавии, а также Конфедерация народов Кавказа (КНК). В этом же ряду следует рассматривать инициативы Запада по объединению центральноазиатских республик бывшего СССР на антироссийских позициях, а также попытки интегрировать сепаратистские силы в мусульманских регионах Поволжья и Сибири.
В данном контексте процесс реформирования государственного устройства РФ, в частности образование федерального округа в Поволжье, при соответствующем вмешательстве извне и неблагоприятном развитии внутриполитической ситуации в стране может стать причиной усиления сепаратизма в обширном регионе компактного проживания российских мусульман.
Таким образом, планы атлантической экспансии на восток предусматривают не только подрыв основ национально-государственного устройства Российской Федерации посредством "разрыва" евразийского пространства по вертикали и изоляции центра страны от Сибири и Дальнего Востока, но и содействие формированию некого "Тюркского содружества" под эгидой Турции.
На западном направлении также предпринимаются активные шаги по разрушению ядра российского историко-культурного региона (РИКР), в состав которого традиционно входили территории современных Белоруссии, России и Украины. Ведущая роль в антироссийских союзах и объединениях отводится Украине, а также странам Балтии. Так, в частности, в стремлении изолировать Россию от Европы Запад всячески пытается воплотить в жизнь проект создания вокруг России "Черноморско-Балтийского санитарного кордона".
В современных условиях Республика Беларусь практически остается единственным государством, которое не вошло в состав буферной зоны, уже опоясавшей Россию. Две части этого кордона - прибалтийские государства и страны ГУУАМ - оказались разорванными в самом центре, где проходит геостратегический коридор на Россию.
Немаловажное место в планах изоляции России на западном направлении отводится Калининградской области, которая находится в сфере столкновения геополитических интересов Германии и США, а также Польши и Литвы. Последние в этом регионе действуют в рамках планов атлантической геостратегии.
В последние годы все более активно в борьбу за советское наследие включается Китай. Усиливается его влияние на общественно-политическую и экономическую жизнь центральноазиатских стран, особенно Казахстана. Свои геополитические устремления Пекин пытается реализовать в Дальневосточном регионе России, где осуществляется проникновение китайского капитала, идет активный процесс расселения китайцев в городах Дальнего Востока и Сибири. В сфере притяжения Китая оказываются не только страны Центральной Азии, но и российские национальные республики, в частности Тува, Бурятия и др.
Смена власти в России в ходе президентских выборов 2000 г. способствовала значительной активизации внешней политики Москвы в ближнем зарубежье. Во многом благодаря более решительному отстаиванию своих интересов на постсоветском пространстве России удалось существенно ослабить не только центробежные тенденции в стране, но и усилить противодействие развитию антироссийских объединительных тенденций в Центральной Азии и на Кавказе.
В последнее время по мере усиления влияния российского фактора в делах Азербайджана, Грузии, Молдавии, Украины заметно снизилась геополитическая активность Запада в рамках антироссийской деятельности ГУУАМ, КНК. В связи с последними событиями в Молдавии и на Украине все больше брешей появляется в так называемом "Черноморско-Балтийском санитарном кордоне". Успешные действия России в Чечне в последнее время практически нейтрализовали активность КНК, лидеры которой борются за создание "Горской Конфедерации".
Укреплению российских позиций в Закавказье и Средней Азии, созданию дополнительного противовеса турецкому влиянию на Кавказе, в Поволжье и других регионах компактного проживания мусульман в России объективно может способствовать произошедшая в последнее время активизация ирано-российских отношений.
В целом складывающаяся сегодня благоприятная геополитическая ситуация в ближнем зарубежье способствует усилению центростремительных тенденций, дальнейшему развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве вокруг России.
В качестве одного из актуальных направлений единения на постсоветском пространстве рассматривается процесс гармонизации интересов православно-славянской и мусульманской цивилизаций. Проект такого рода объединения реализуется не только в рамках собственно Российской Федерации, в состав которой входят мусульманские национальные республики, но и с участием России и мусульманских стран на территории бывшего СССР.
В настоящее время главным инициатором экономического объединения вокруг России прежде всего государств Центральной Азии выступают Казахстан, Киргизия и Таджикистан, которые наряду с Республикой Беларусь входят в состав Таможенного союза. Идея создания Евразийского союза пользуется особой поддержкой в регионах компактного проживания мусульман России прежде всего в Татарии и Башкирии.
Недавно на основе Общероссийского общественно-политического движения "Рефах" ("Благоденствие") учреждена Евразийская партия России (ЕПР). Одной из своих главных задач партия считает сотрудничество с близкими ей структурами СНГ с целью создания союзного государства на конфедеративной основе. Такие же партии планируется образовать в республиках Центральной Азии, в частности в Казахстане.
Анализ социологических опросов, мнений отечественных и зарубежных экспертов убедительно свидетельствует о том, что определенные перспективы для объединения имеются в контексте воссоздания Российского историко-культурного региона. Сторонников славянского триединства немало в Белоруссии, России и на Украине.
За дальнейшее расширение состава "Славянского союза" ("Славянской Антанты") ратуют поборники панславянских идей в Югославии, Польше, Словакии и некоторых других государствах Европы. Заметный толчок активизации панславянского движения дали бомбардировки Югославии в 2001 г. странами НАТО.
Вместе с тем данные проекты не только являются крайне нежелательными и недопустимыми с точки зрения геополитических интересов Запада, но и имеют противников в Белоруссии, России и на Украине. В настоящее время белорусская оппозиция, представители националистических сил на Украине, а в России - либерально-демократические круги и лидеры национальных республик в равной степени противодействуют реализации идеи православно-славянского единения.
Самостоятельным вектором интеграции на постсоветском пространстве является процесс белорусско-российского объединения. Нынешний вариант создания Союзного государства не носит радикального характера, максимально учитывает сложившиеся после распада СССР реалии, не противоречит интересам российского и белорусского политического истеблишментов и направлен на усиление геополитического, экономического и военного потенциалов двух стран.
Вместе с тем данный проект также имеет целый ряд серьезных недостатков. Главным из них является то, что он в соответствии с Программой действий РБ и РФ по реализации Договора о создании Союзного государства растянут во времени (2000-2005 гг.), что позволяет противникам Союза принимать эффективные меры по противодействию процессу белорусско-российского единения. В этих условиях существует опасность отчуждения от идеи единого государства не только властных структур и политических элит, но и народов двух стран.
Кроме того, создание союзного государства в виде конфедерации стимулирует процесс трансформации федеративных основ России в конфедеративные отношения Центра с субъектами, прежде всего национально-территориальными объединениями. В контексте соответствующей геостратегической заинтересованности Запада в таком сценарии угроза дезинтеграции России может стать более чем реальной.
Еще один вариант интеграции, который активно обсуждается в СМИ, заключается в объединении России и Белоруссии в рамках федеративного государства под условным названием "Российский союз" в контексте реформирования государственно-территориального устройства Российской Федерации.
В соответствии с данным проектом предполагается постепенно осуществить демонтаж национально-государственных элементов построения Российской Федерации, произвести одновременное укрупнение и уменьшение субъектов по территориальному принципу; в этих условиях Белоруссии предлагается войти в состав "Российского союза" на правах "национально-ориентированного субъекта".
Несмотря на то что при осуществлении данного варианта в короткие сроки возможно восстановление единого геополитического, оборонного, информационного и духовного пространства страны, он плохо реализуем, так как не имеет серьезной поддержки в РБ. Проект не учитывает современные реалии, историческую преемственность строительства союзных государств, провоцирует конфликт в белорусском обществе между православной и католической общинами, представителями пророссийской политической элиты и сторонниками прозападного пути развития РБ. Данный вариант не является привлекательным не только для Республики Беларусь, но и других государств бывшего СССР, прежде всего Украины.
До сих пор сохраняет актуальность модель объединения на постсоветском пространстве по примеру Советского Союза. Согласно последнему социологическому исследованию, проведенному Фондом национальной и международной безопасности в РБ и РФ, сторонники единого союзного государства по типу СССР (федерация) составляют большинство из общего числа опрошенных в двух странах.
Этот вариант предполагает возвращение к советскому опыту строительства Союзного государства на федеративных основах. Как считают социологи, данная форма объединения сохраняет свою актуальность главным образом по причине "объективной значимости и потенциальной эффективности в качестве единственно возможной модели создания жесткого союза".
Несмотря на то что данный проект имеет немало сторонников в странах СНГ, в современных условиях отсутствуют необходимые политические и экономические предпосылки воссоздания Союза. Кроме того, его реализация может привести к резкой дестабилизации обстановки не только на всем постсоветском пространстве, но и в мире.
Среди других объединительных проектов в стадии дальнейшей реализации остается Содружество Независимых Государств, в рамках которого наиболее отчетливо проявляется весь спектр разновекторной интеграции на постсоветском пространстве. В этой связи в современной России растет понимание того, что СНГ все больше выступает не в качестве объединительной структуры, а является своеобразным инструментом консервации интеграционных процессов вокруг Российской Федерации.
По оценкам российских экспертов, СНГ, выполнив историческую роль "цивилизованного развода" после распада Советского Союза, призвано уступить место тем интеграционным процессам на постсоветском пространстве, которые имеют геополитические перспективы.
В этой связи в настоящее время важнейшее значение приобретает поиск оптимальной модели объединения с учетом национальных интересов ведущей державы региона, какой остается Российская Федерация, что позволит процесс интеграции сделать устойчивым и необратимым. В результате возможно будет в полном объеме восстановить субъектность России и ее союзников, прежде всего Белоруссии, на международной арене, совместно эффективно отстаивать национальные интересы, суверенитет, территориальную целостность.