РАЗУМЕЕТСЯ, первое, что бросается в глаза в Ереване, - это роскошный вид на оба Арарата - Большой и Малый. Наверное, психологически весьма непросто для ереванца постоянно иметь перед глазами символ своей родной страны и одновременно сознавать, что этот символ принадлежит другой стране, Турции. Если же спуститься с вершин на землю, то второе впечатление - автомобили. Это все равно что попасть на тридцать лет назад в СССР - видеть после современной московской автороскоши на ереванских улицах почти сплошь допотопные классические "Жигули" и "Нивы". Причем в весьма ограниченном количестве. Контраст между двумя столицами усугубляется еще и почти полным отсутствием строительства. Отрадно, правда, что с возобновлением работы армянской АЭС в жилых помещениях тепло. Хотя, к примеру, в гостиничных коридорах или в музеях по-прежнему холодно. Кстати, о музеях. За три часа, которые я провел в Национальной галерее, мне встретился всего один посетитель, зато в каждом зале сидели по смотрительнице. Одна из них, пожилая женщина, попыталась мне на смеси русского и армянского языков объяснить смысл экспозиции, а потом, боязливо оглядываясь по сторонам, попросила денег. Второй неприятный эпизод произошел уже при отъезде, когда в аэропорту уже за всеми барьерами и контролями вас вдруг останавливают трое молодых людей и, придравшись к какой-нибудь мелочи (немного, на взгляд, тяжелее положенного сумка или что-нибудь другое), просят доллары. От десяти до двадцати. Почти законный рэкет. Эти эпизоды, впрочем, не могут особенно шокировать московского жителя: нищие старики и "официальные" рэкетиры - столь же привычная картина в столице России, что и хорошие автомобили.
Конечно, нельзя сказать, что жизнь в Ереване бурлит, она размеренна и спокойна, особенно в сравнении с московской, но армянское гостеприимство по-прежнему впечатляет. В аэропорту Звартноц меня встречал помимо моих приятелей один совершенно мне не известный человек, приятель приятелей. Просто он услышал от них, что приезжает московский гость. В течение всего вечера и доброй половины ночи он показывал мне "настоящий Ереван", так что в результате Еревана оказалось намного больше, чем я мог себе вообразить. Самый "настоящий Ереван" обязательно включает в себя знаменитое кафе "Поплавок", в котором под великолепный "живой" джаз ужинает местная элита. "Настоящий Ереван" включает в себя и по-прежнему великолепный коньяк, и армянский на косточках шашлык, и еще много всего давно известного. А из пока неизвестного он включит в себя в самом скором времени и могилу одного из, по-видимому, соратников Тамерлана, которую буквально обнаружили в самом центре города. Под фундаментом одного из популярных ночных клубов на глубине девять метров совершенно случайно строители наткнулись на подземную гробницу XIV века почти идеальной кубической формы с редкой красоты резными потолком и стенами, черепами и украшениями. Сообщения об этой находке пока, кажется, не было даже в армянской прессе. Впрочем, XIV век для древней Армении - это почти и не сенсация. Хозяин клуба любезно показал нам свои сокровища, а затем пригласил на "чашечку кофе", которая явила собой роскошно накрытый стол, где самим кофе, кажется, и не пахло...
За Ереваном жизнь потихоньку замирает. Шоссе, ведущее в горный курорт Цахкадзор, чем дальше, тем хуже: классические рытвины и ухабы. Правда, очевидцы говорят, что в соседней Грузии дело обстоит еще хуже. И в смысле рэкета тоже.
Экономическая ситуация в этих странах естественным образом влияет и на состояние тамошних СМИ. Собственно с этим и была связана поездка в Армению. В начале марта в Доме писателей в Цахкадзоре под эгидой швейцарской организации CIMERA прошел первый семинар по подготовке к созданию Кавказского института СМИ, деятельность которого будет посвящена повышению квалификации молодых журналистов стран бывшего советского Закавказья. В Цахкадзор съехались журналисты из Азербайджана, Армении, Грузии и специалисты в области масс-медиа из Европы и России.
Десять лет существования постсоветского пространства не прошли даром для журналистики Закавказья: прекратил существование институт цензуры, резко снизилось давление государства на местные СМИ, появилось множество новых газет, журналов, информационных агентств, радио- и телеканалов, стремительно развиваются новые массмедийные технологии. Эти достижения имели, однако, и другой эффект: судя по последним исследованиям, уровень журналистики в государствах Закавказья опустился до крайне низкой отметки. Кроме того, молодых журналистов обучают по устарелым, не отражающим новые политические и экономические реалии учебникам и методикам еще советского образца. В результате молодым журналистам стран региона часто не хватает ни базовых профессиональных знаний, ни общих знаний и образования.
Конкретный анализ положения в закавказских СМИ представили в своих докладах на семинаре представители Азербайджана, Армении и Грузии. Так, около половины опрошенных грузинских журналистов, как следует из доклада Марианны Имнадзе из Независимой ассоциации журналистов Грузии, подтвердили, что они не знакомы ни с профессиональной литературой, ни, к примеру, с Административным кодексом, который регулирует доступность информации, не знакомы и со своими профессиональными правами. По мнению редакторов ведущих грузинских газет, политическая нестабильность в этой стране разрушила систему образования настолько, что эту функцию взяла на себя периодическая печать. Однако низкий профессиональный уровень журналистов не дает возможности объективно отражать происходящие в Грузии процессы.
Подобным же образом обстоят дела и в Азербайджане. "Низкая покупательная способность населения, тяжелое материальное положение СМИ и связанное с этим уменьшение их профессионального уровня приводят к тому, что СМИ не воспринимаются как достоверный источник информации", - говорится в докладе Шахина Рзаева.
На крайне низкий профессиональный и образовательный уровень молодых журналистов сетовала и преподаватель Ереванского государственного университета Шушан Дойдоян: "Они опираются на так называемые second hand источники, пишут материалы только на основе пресс-конференций, принимают за чистую монету любую предоставленную им информацию, которую и дают обществу".
В результате работы семинара были вчерне определены основные темы и предметы, по которым будет вестись обучение слушателей будущего института. Следующий семинар, который намечен на май, будет проведен в Тбилиси и посвящен изучению потребностей и потенциала для исследовательских работ.
Ереван-Москва