НЕПАРЛАМЕНТСКАЯ политическая оппозиция продолжает демонстрировать серьезную решимость в последовательно раскручиваемой ею борьбе за власть. Если первые месяцы нынешнего года отличались очевидной активностью ультралевых сил во главе с Единой компартией Грузии, то в марте политическая инициатива за пределами парламента перешла к активистам звиадистского движения, которым уже дважды удалось провести митинги в центре Тбилиси. Показательно, что среди организаторов и основных участников этих акций присутствовали и депутаты высшего законодательного органа, представляющие фракцию 'ХХI век'.
Правые радикалы не скрывают своего откровенного национализма. В стремлении придать этим идеям благородную окраску апологеты звиадизма в некоторых случаях пользуются термином 'здоровый национализм'. Впрочем, даже вдова Гамсахурдиа - Манана Арчвадзе, возглавляющая партию 'Круглый стол - Свободная Грузия', - ныне не признает бывших единомышленников, считая их политическими спекулянтами, использующими 'благородные идеалы' ее супруга в собственных корыстных целях, явно не подкрепленных, с ее точки зрения, эффективными средствами и потому бесполезных для реализации подлинных националистических идей.
На этом фоне взаимных политических выпадов и упреков расколовшиеся сторонники Гамсахурдиа ныне готовятся к двум датам. 10 лет назад, 31 марта 1991 г. (кстати, в день рождения Звиада Гамсахурдиа), состоялся общенародный референдум, выразивший волю к государственной независимости, а уже 9 апреля Верховный Совет Грузии объявил о политическом и государственном суверенитете страны. Вне всякого сомнения, уже сейчас легко предсказать предстоящее вскоре очередное возобновление звиадистских акций протеста. Достаточно сказать, что в этом месяце националисты уже дважды потревожили власти шумными выступлениями, сопровождавшимися требованиями об отставке правительства. Отличие второго 'форума' от первого состоит разве что в неучастии в митинге представителей партий предпринимателей и лейбористов. В последнее время все чаще ходили разговоры о возможном альянсе этих партий со звиадистами.
Заметно, что в настоящее время в оппозиционных политических кругах наблюдаются лихорадочные попытки присмотреться друг к другу, сверить позиции по ряду вопросов идейно-политического и экономического характера. Партии, совпадающие по ряду позиций, стремятся создавать альянсы. По мере ухудшения общего положения в стране, что не позволяет правящей партии рассчитывать на прежний кредит доверия со стороны электората (если не произойдет, конечно, резкого улучшения в управлении страной, что позволит 'Союзу граждан Грузии' надеяться на более высокий рейтинг), оппозиция уже нацеливается на захват в парламенте большинства мест. Впрочем, даже несмотря на непривлекательные результаты деятельности правящей элиты, оппозиции будет нелегко выиграть выборы, если учитывать не только объективный расклад сил, но и привходящие обстоятельства, включая возможность и умение представителей властных структур придавать выборам, скажем так, управляемый характер. Как бы то ни было, подготовка к следующим парламентских выборам началась, о чем лишний раз свидетельствует заявление председателя Национально-демократической партии Ирины Саришвили-Чантурия о создании 'сильного политического объединения правых'. Не намерены оставаться не у дел и левые силы, которых воодушевили итоги парламентских выборов в Молдавии. Однако различие во взглядах на будущее устройство Грузии, на методы достижения целей прослеживается и в рядах левых, и у правых, что может чувствительно сказаться на эффективности их устремлений к власти. Правящая партия к тому же постоянно готова напомнить оппозиции - левой или правой - о прежних грехах и о постоянных надеждах на содействие внешних сил. К примеру, на днях прозвучало заявление министра госбезопасности Грузии Вахтанга Кутателадзе о том, что находящийся в розыске бывший глава Службы безопасности Грузии Игорь Георгадзе, которому инкриминируется организация теракта на Эдуарда Шеварднадзе, ищет поддержки в грузинских политических кругах. Причем, как пояснил министр, 'речь идет не только о Единой компартии Грузии, с которой у Игоря Георгадзе всегда были контакты' (напомним, что руководитель ЕКГ Пантелеймон Георгадзе - отец скрывающегося генерала КГБ), но и о ряде других политических организаций, называть которые министр не стал. Кутателадзе сообщил, что спецслужбы держат под контролем все действия Георгадзе-сына и знают обо всех его перемещениях, вследствие чего ему вряд ли удастся наладить полноценные контакты с оппозиционно настроенными политиками.
Настрой оппозиции, в том числе и эмоциональный, во многом проявился в дни уже упоминавшихся звиадистских митингов, когда обозначилась и решимость реваншистских кругов прибегнуть к радикальным методам борьбы. Впечатление таково, что давление ультранационалистических сил будет нарастать, хотя, согласно заявлению заместителя министра внутренних дел Зураба Чхеидзе, МВД полностью владеет информацией о намерениях определенных сил, заинтересованных в дестабилизации в стране. По сообщению одного из шефов грузинской полиции, несанкционированные выступления вроде митингов и манифестаций сегодня тем более непозволительны, что в стране предпринимаются реальные шаги для выхода из социально-экономического кризиса при поддержке международного сообщества. Подразделения органов внутренних дел, сказал Чхеидзе, готовы пресечь любые недозволенные действия.
О степени озлобленности звиадистских сил позволили получить представление оба митинга на набережной, когда экзальтированные и фанатичные сторонники Гамсахурдиа порвали в клочья фотографию президента Шеварднадзе под одобрительные возгласы и аплодисменты. Шеф полиции Тбилиси Сосо Алавидзе заявил в этой связи, что правовой оценки подобные действия участников митинга избежать не смогут.
Судя по всему, опасения властей относительно предполагаемых новых политических выступлений отнюдь не беспочвенны. В Тбилиси участились рейды дорожных полицейских на предмет принятия дополнительных мер безопасности. Можно утверждать, что с обеих сторон начинается нечто вроде 'больших маневров', которые, как надеются рядовые граждане, все же не приведут к резкому и никому не нужному осложнению и без того непростой обстановки.
Тбилиси