ЭКЗОТИЧЕСКОЕ и мало кому известное когда-то название полоски закавказской земли площадью в четыреста сорок тысяч гектаров не сходит со страниц мировой прессы, с уст теле- и радиокомментаторов. После пятнадцати безрезультатных встреч 'с глазу на глаз' Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна новый госсекретарь США Колин Пауэлл назначил миротворческим армиям дату решающего штурма твердыни нагорно-карабахского урегулирования: президенты Азербайджана и Армении приглашены 3 апреля 2001 г. на личную встречу в малом Белом доме американских президентов в Ки-Уэсте во Флориде.
Разумеется, туда же прибудут и представители стран-сопредседателей (Россия, США, Франция) Минской конференции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), официально оказывающей содействие сторонам в конфликте от имени международного сообщества. Это опытные дипломаты, искушенные в делах миротворчества на различных континентах от Центральной Америки до Ближнего Востока.
В Ки-Уэсте, как, впрочем, и на всех предыдущих встречах, им выпала неблагодарная роль, прямо противоположная роли портных андерсеновского голого короля. Как известно, сей персонаж датского сказочника был, мягко говоря, неодет, а портные изображали его несуществующую одежду, обозначая жестами ее отдельные атрибуты. У 'портных' из Минской группы ОБСЕ задача посложнее. Они должны шить одежду сразу для двух 'голых' королей с тем, чтобы одежда каждого из них не вызывала зависти у другого. То бишь чтобы разработанные ими проекты всеобъемлющего нагорно-карабахского урегулирования подошли как для азербайджанской, так и для армянских (Ереван и Степанакерт) сторон.
Эта задача сама по себе представляется отнюдь не простой. Но в действительности она еще сложнее. Потому что наши короли совсем не голые. Они только изображают отсутствие у них одежды и требуют у портных все новых и новых костюмов, которые им заведомо не подойдут.
Действительно, накануне недавней встречи Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна в Париже и в Баку, и в Ереване рассекретили официальные предложения, на основе которых до сих пор велись переговоры. Из них однозначно явствует, что посредниками разработаны все возможные варианты решения проблемы с учетом законных интересов сторон в конфликте. Многоопытные 'портные' буквально вылезли из собственной кожи, чтобы сшитые ими костюмы подошли для всех клиентов.
В разработанных сопредседателями предложениях есть и уважение территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, и самая высокая степень автономии Нагорного Карабаха (фактически без вертикальных связей с Баку), и обеспечение прямой связи анклавных образований (Нагорного Карабаха и Нахичевани) с Ереваном и Баку. Не забыты, естественно, и такие 'мелочи', как освобождение занятых в ходе конфликтов территорий, а также возвращение азербайджанских и армянских беженцев в места традиционного проживания.
Что самое главное - сохранена возможность для сторон в ходе прямых контактов 'подогнать' сделанные заготовки таким образом, чтобы созданная посредниками модель урегулирования уже не вызывала никаких сомнений ни у одного из участников конфликта.
В чем же тогда дело? Почему до сих пор не достигнуто соглашение? Уж не по злой ли воле 'королей'? Разумеется, нет. И Гейдар Алиев, и Роберт Кочарян, безусловно, входят в элиту национальных лидеров современного мира с наибольшим опытом принятия сложнейших политических решений. Вне всякого сомнения, они понимают необходимость скорейшего мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Говоря об этом, обычно прежде всего упоминают об Азербайджане: страна, мол, расчленена, миллион беженцев живут в палатках, состояние 'ни войны ни мира' не позволяет в полной мере использовать заинтересованность международных монополий в эксплуатации нефтяных месторождений Каспия.
Но и на армянской стороне положение отнюдь не лучше. Вот уже более двенадцати лет армяне живут практически в осажденной крепости. Некогда процветающая страна, в которую возвращались репатрианты из Парижа и Ближнего Востока, попросту обезлюдела. И без того не слишком большое население сократилось до двух миллионов человек. Это заметно даже по ереванским улицам. Большие скопления народа сохранились только в двух местах. Многолюдно по утрам у американского и французского посольств. Это 'туристы' за визами для поездок, из которых они уже никогда не вернутся. К слову сказать, чтобы выехать в Россию, виз не надо. Ни армянам, ни азербайджанцам. Но естественный прирост населения в Азербайджане выше, чем в Армении.
Близкое к отчаянию состояние нередко проявляется по обе стороны разделительной линии в экстремистских призывах к военному решению конфликта. Но кто как не два президента знают цену этих призывов? Гибель новых десятков тысяч молодых людей, потеря цвета обеих наций, новые жертвы и разрушения без каких-либо надежд на победу. Все это уже проходили и в Баку, и в Ереване.
Именно поэтому, когда президенты остаются наедине сами с собой и спокойно анализируют ситуацию, они не могут не прийти к пониманию двух данностей, которые очевидны при взгляде на ситуацию с высоты геостратегического положения национальных лидеров. Любое стабильное мирное решение, включая признание полной независимости Нагорного Карабаха, было бы лучше для Азербайджана, чем продолжение нынешней тупиковой ситуации. Точно так же любое стабильное решение, в том числе возвращение к пресловутому статусу Нагорно-Карабахской автономной области, было бы для армян лучше, чем нынешнее состояние, чреватое в любую минуту новым геноцидом.
Это, разумеется, две крайности. Но они достаточно четко обозначают границы широкого поля возможных вариантов урегулирования.
Заметим, что сразу после того, как подходящая формула соглашения будет найдена и реализована, международное сообщество (Всемирный банк, Международный валютный фонд, частные компании) предоставит всем участникам конфликта внушительные суммы и материально-техническую помощь для так называемого постконфликтного восстановления. Речь идет о миллиардах долларов.
Почему же тогда президенты не могут найти подходящего решения и играют неблагодарную роль голых королей?
Как нам представляется, процесс мирного урегулирования затягивается экстремистскими оппозиционными кругами в обеих странах. Эти круги ведут практически беспроигрышную игру. Мира невозможно добиться, не пойдя на уступки. Всем очевидно, что даже самый выгодный для Баку новый статус Нагорного Карабаха не будет повторять статус НКАО, а будет гарантировать намного более высокую степень автономии армянского территориального образования в составе Азербайджана. Не менее очевидно и то, что при всем желании армянским сторонам не удастся добиться признания международным сообществом независимости самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики или ее присоединения к Республике Армения. Да и удобную во всех отношениях 'зону безопасности', включающую 7 тыс. кв. км территории азербайджаноязычных Кельбаджарского, Физулинского, Кубатлинского, Джебраильского, Зангеланского и Агдамского районов, придется очистить.
А раз так, то нет ничего проще, чем обвинить в предательстве национальных интересов обоих президентов за малейшую попытку сделать шаг навстречу друг другу. Прецеденты были. Достаточно вспомнить историю с вынужденной отставкой Левона Тер-Петросяна в феврале 1998 г. Но и с азербайджанской стороны положение не лучше. Как только летом-осенью 1999 г. состоялись прямые контакты Алиева и Кочаряна, четыре оппозиционные партии Азербайджана - Демократическая, Национальной независимости, Народный фронт и 'Мусават' - объявили о намерении создать движение 'против попыток узаконить армянскую оккупацию азербайджанских земель'.
В этих условиях для обоих лидеров помимо поддержки своих электоратов, которая у них есть, исключительно велико значение содействия и солидарности со стороны международного сообщества. И дело тут не только в формуле урегулирования. Ее как раз найти достаточно просто. Достаточно принять за основу любой из вариантов, наработанных сопредседателями Минской конференции.
Трудно гарантировать выполнение потенциальных договоренностей, обеспечить постконфликтное восстановление, возвращение беженцев и внутренних перемещенных лиц. Трудно оградить руководство обеих стран от необоснованных нападок радикальных националистических экстремистов.
Ситуация эта на Кавказе и в азербайджано-армянских отношениях отнюдь не новая. И почти всегда она разрешалась при содействии или вмешательстве внешних сил. В некотором отношении сейчас положение даже лучше, поскольку круг миротворцев никогда не был столь широк и беспристрастен, как в настоящее время.
Беда в том, что никогда, пожалуй, силы сторонников межнационального мира не были на Кавказе столь разобщены, как сейчас. А поддержка извне вообще отсутствует. Этим объясняется то, что естественное стремление простых людей к миру блокируется экстремистами, которых вполне устраивает нынешнее состояние 'ни войны ни мира', позволяющее им ловить рыбу в мутной воде межнациональной розни.
И тут надо сказать о национальной интеллигенции обеих стран. Биологи, раскрывшие в этом году секреты генома человека, доказали, что представители вида гомо сапиенс по своему генетическому паспорту наполовину схожи с земляными червями, не говоря уже о млекопитающих четвероногих. Что же касается представителей различных наций, то все они биологические братья с одним и тем же набором генов.