В штабе по координации военного сотрудничества (ШКВС) СНГ готовятся совместные командно-штабные учения (КШУ) 'Южный щит Содружества-2001'. Они пройдут в Москве со 2 по 6 апреля под руководством начальника ШКВС СНГ генерала армии Виктора Прудникова, в них примут участие оперативные группы от генеральных (главных) штабов России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Тема учений - отражение группировкой коалиционных сил СНГ нападения бандформирований на центральноазиатском театре военных действий. В качестве наблюдателей будут присутствовать группы офицеров из Армении и Белоруссии. Военное ведомство Узбекистана не подтвердило своего участия в предстоящих маневрах.
Все задачи по рекогносцировке, оценке обстановки и отдаче боевых приказов будут решаться на картах, вдали от места предполагаемых событий. Это, конечно, большой минус. 'Отсутствие должного финансирования не позволяет в этом году проводить учения непосредственно на местности', - заявили в Штабе по координации международного военного сотрудничества СНГ.
Однако такие заявления вряд ли отражают суть проблемы. Кое-кто считает деятельность ШКВС малопродуктивной, поэтому и определено место для проведения учений в Москве, а основные реальные задачи по отпору террористам будут решаться странами на двусторонней основе. Что-то в этом роде уже и происходит. Совместные антитеррористические учения провели в феврале Таджикистан и Россия. Оказать военную помощь Киргизии дал обязательства Казахстан. Москва поможет поставками вооружений и боеприпасов Ташкенту.
Между тем в большинстве стран СНГ понимают, что назрела необходимость наращивания усилий в координации действий по отражению возможной агрессии боевиков с юга, и совместные учения все же нужны.
Впрочем, необходимость их проведения, к сожалению, понимают не все. Обособленность от деятельности военных коллективных сил СНГ Узбекистан демонстрирует в течение уже нескольких лет. В 1999 г. Ташкент вышел из Договора о коллективной безопасности. Чуть ранее он отказался от участия в Коллективных миротворческих силах в Таджикистане и вывел из этой республики свои подразделения, оголив афгано-таджикскую границу. Даже в прошлом году на учениях 'Южный щит Содружества-2000' узбекистанские войска действовали в отрыве от остальных участников.
В этом году Узбекистана в списках участников КШУ и вовсе нет. Между тем именно против него, по оценкам военных экспертов, в этом году и будут направлены основные действия банд террористов. Справится ли Ташкент с ними в одиночку? Или он надеется на буфер - 201-ю мсд и российских пограничников в Таджикистане? Военные формирования РФ, конечно, будут играть основную роль в отражении возможного прорыва банд боевиков из Афганистана в глубь территории СНГ. Совместные действия и помощь российских войск планируются на севере Таджикистана, а также на баткенском, хайдаркенском и шахимарданском направлениях на территории Ошской и Баткенской областей Киргизии. ВС Казахстана (как резерв) готовы совершить марш и действовать в районе Оша.
Военный потенциал Узбекистана относительно крепок. Но и силы боевиков, которые планируют прорваться в республику, тоже значительны - 2-3 тыс. В этих условиях излишняя самоуверенность Ташкента ни к чему хорошему не приведет.