МНОГИХ волнуют истоки приднестровского конфликта. Чтобы в них разобраться, нужно прежде всего обратиться к истории Приднестровья, народов, проживающих на его территории, изучить процесс формирования их политических и демографических традиций, политической культуры. И тогда возникший конфликт можно рассматривать в различных ракурсах: международном, политическом, правовом, социальном, этническом, экологическом, религиозном:
В политической истории Приднестровья выделяются несколько крупных периодов, сыгравших большую роль в формировании и развитии его государственных институтов.
В средние века Приднестровье являлось зоной проживания славян, молдаван и кочевых народов Северного Причерноморья. В ХIV - ХVI вв. территория находилась под властью крымского хана, а в ХVII в. на нее распространилось господство Османской империи. В ходе русско-турецких войн XVIII в. Россия боролась за возвращение южных русских земель и выход к Черному морю. Приднестровье не было ареной кровопролитных сражений в этих войнах, но играло важную стратегическую роль как плацдарм русской армии.
Договор 1711 г. между императором России Петром I и молдавским господарем Кантемиром предусматривал, что в случае успеха войны против турок граница России с Молдавией пройдет по Днестру.
В результате русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Приднестровье вошло в состав России. Началось строительство укрепленной линии вдоль Днестра. Неподалеку от турецкой крепости Бендеры, согласно плану Александра Суворова, была построена крепость Средняя, а вокруг нее быстро выросло поселение, которому Екатерина II дала название Тирасполь (город на Днестре).
В 1812 г. в Российскую империю включается междуречье Прута и Днестра, где создается Бессарабская губерния.
Присоединение Приднестровья к России в начале 90-х гг. XVIII в. явилось одним из важнейших поворотных пунктов в историческом развитии этой земли. К середине XIX в. молдаване составляли 32%, украинцы - 43, русские - 7, немцы - 10, болгары - 5, остальные национальности - около 3% сельских жителей Тираспольского уезда. В городах Левобережья Днестра больше всего было русских - 32%, евреев - 29, молдаван - 21, украинцев - 14, армян, немцев и поляков - 4%.
В таких условиях интенсивно протекали процессы взаимной ассимиляции разнообразных этнокультурных общностей, смешивались традиции, исторические навыки и опыт разных народов. Это привело к постепенному формированию особого менталитета людей, проживающих в Приднестровье.
После Октябрьской революции 1917 г. и начала гражданской войны произошла оккупация Бессарабии (Правобережье Днестра) боярской Румынией. Приднестровье вновь стало важнейшим геополитическим регионом на балканском направлении, а Днестр превратился в пограничную реку.
В годы Гражданской войны за территорию Приднестровья боролись власти украинской Центральной рады, лидеры прорумынской организации 'Сфатул Цэрий' из Бессарабии, белогвардейцы, красногвардейцы, петлюровцы, а также многочисленные банды и повстанческие формирования. В Приднестровье появлялись вооруженные подразделения немцев, румын, австрийцев, французов. И только после победы Красной Армии территория Левобережья Днестра вошла в состав Подольской и Херсонской (затем Одесской) губерний Украинской ССР. А 12 октября 1924 г. на этой территории создается Молдавская АССР в составе Украинской ССР.
В 1940 г., согласно положениям секретного протокола советско-германского Договора о ненападении от 23 августа 1939 г., СССР получил от Румынии Бессарабию и Северную Буковину. 28 июня 1940 г. войска Красной Армии вступают на эти территории. В соответствии с принятым в августе того же года решением Верховного Совета СССР было создано новое национально-государственное объединение - Молдавская ССР, в границы которой включается и МАССР.
Сложные социально-политические процессы, начавшиеся в Молдавии в конце 80-х гг. и приведшие в 1991 г. к провозглашению ею своей государственной независимости, в Приднестровье были восприняты в основном отрицательно. Особое недовольство большинства жителей этого региона вызывали факты грубого нарушения и ущемления прав русскоязычного населения.
Осенью 1989 г. в Тирасполе, Рыбнице, Бендерах состоялись массовые выступления протеста в связи с провозглашением молдавского языка в качестве единственного государственного. 2 июня 1990 г. проходит I Съезд депутатов всех уровней от Приднестровья, высказавшийся за автономный статус региона. 2 сентября того же года II Съезд депутатов провозглашает создание Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), а 22-25 ноября проводятся выборы в местный Верховный Совет. Молдавия все эти акции объявляет незаконными.
Проблема еще более обострилась после принятия в Кишиневе 27 августа 1991 г. Декларации о независимости Республики Молдова. 6 сентября 1991 г. Верховный Совет Приднестровья принял решение о переводе в свое подчинение всех государственных органов Левобережья, а 1 декабря того же года в Приднестровском регионе проходят президентские выборы и референдум о независимости ПМР от Молдавии.
1 марта 1992 г. противостояние между Кишиневом и Тирасполем переросло в вооруженный конфликт. Наиболее трагические события разыгрались в июне 1992 г. в Бендерах после попытки Молдавии вооруженным путем взять город под свой контроль.
6 и 7 апреля 1992 г. в Кишиневе прошли совещания министров иностранных дел Молдавии, России, Румынии и Украины, в ходе которых были выработаны принципы урегулирования конфликта, предусматривающие предоставление Приднестровью особого юридического статуса в составе Республики Молдова. Была создана смешанная комиссия по контролю за соблюдением договоренностей, которые, однако, реализовать не удалось.
Прекращение огня было достигнуто в результате подписания 21 июля 1992 г. президентами Российской Федерации и Республики Молдова Соглашения 'О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова'. Согласно этому документу, была создана Объединенная контрольная комиссия (ОКК) в составе представителей России, Молдавии и Приднестровья. В зоне военных действий появились объединенные миротворческие силы конфликтующих сторон и России, а в ноябре 1998 г. в зону безопасности была направлена группа украинских военных наблюдателей.
Переговоры между Кишиневом и Тирасполем по определению особого правового статуса Приднестровья ведутся с конца 1992 г. С того же времени Россия выполняет функции посредника в диалоге. В 1993 г. к посреднической роли подключилась миссия ОБСЕ, действующая в Кишиневе, а в сентябре 1995 г. по инициативе Тирасполя, поддержанной Кишиневом, к посредникам присоединилась и Украина.
28 апреля 1994 г. было подписано совместное Заявление конфликтующих сторон, ставшее первым согласованным документом, определяющим общие принципы и цели переговорного процесса по выработке государственно-правового статуса Приднестровья.
В 1995 г. в Приднестровье прошли выборы в местные органы власти (март) и Верховный Совет (декабрь), принята Конституция Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). На референдумах население региона высказалось против вывода российских войск и за членство Приднестровья в СНГ. В декабре 1996 г. состоялись выборы президента ПМР, победу на которых одержал политический лидер Приднестровья Игорь Смирнов. При вступлении в должность он подтвердил намерение проводить курс на укрепление государственности Приднестровского региона.
Президентами России, Молдавии, Украины и лидером Приднестровья в присутствии председателя ОБСЕ в Москве 8 мая 1997 г. были подписаны Меморандум 'Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем' и Совместное заявление, подтвердившие намерения сторон строить свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 г. При этом Кишинев настаивает на варианте административно-территориальной автономии региона, а Приднестровье выступает за оформление договорных отношений на конфедеративной основе.
Новый импульс переговорному процессу придала встреча президентов Республики Молдова и Украины, премьер-министра России и руководителя Приднестровья, состоявшаяся в Одессе 20 марта 1998 г. По итогам встречи были подписаны Протокол о некоторых первоочередных шагах по активизации политического урегулирования приднестровской проблемы, Соглашение о мерах доверия и развитии контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем, Совместное российско-украинское заявление, Протокол договоренностей по военно-имущественным вопросам между Россией и Приднестровьем. В соответствии с решениями этой встречи миротворческие контингенты конфликтующих сторон в зоне безопасности были сокращены до 500 человек. Однако осуществление других договоренностей затянулось по вине как Кишинева, так и Тирасполя.
Усиление напряженности в отношениях сторон возросло с формированием в парламенте Республики Молдова правящего правоцентристского блока по итогам всеобщих выборов от 22 марта 1998 г., что в Приднестровье было воспринято как возвращение к руководству страной экстремистских сил, не отказавшихся от планов решения приднестровского вопроса силовыми методами.
В ходе состоявшейся 16 июля 1999 г. в Киеве встречи на высоком уровне (президенты Украины и Молдавии, председатель правительства Российской Федерации, руководитель Приднестровья и представитель ОБСЕ) по вопросам нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем решающего прорыва в урегулировании приднестровской проблемы достичь не удалось. Вместе с тем в Совместном заявлении участников встречи Кишинев и Тирасполь высказались в пользу активизации переговорного процесса, согласившись при этом строить свои отношения на принципах общих границ, экономического, правового, оборонного и социального пространств.
На встрече с исполняющим обязанности президента Российской Федерации Владимиром Путиным 24 января 2000 г. в Москве президент Республики Молдова Петр Лучинский по согласованию с украинской стороной предложил провести полноформатную встречу на высшем уровне с приглашением всех участников переговорного процесса, как это было в Киеве в июле 1999 г. В целом Россия положительно отнеслась к этой инициативе, высказавшись за ее тщательную поэтапную подготовку.
16 мая 2000 г. в Тирасполе состоялась очередная встреча Петра Лучинского и Игоря Смирнова, на которой были рассмотрены вопросы нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем.
Однако, несмотря на наработанные за эти годы договоренности, окончательно проблему решить так и не удалось, поскольку периодические встречи на высшем уровне в присутствии руководителей стран-гарантов (России и Украины) и ОБСЕ давали определенный импульс, как правило, ненадолго и приднестровско-молдавские переговоры приобрели вялотекущий характер.
Новый поворот в процессе приднестровского урегулирования обозначился после рабочего визита Владимира Путина в Кишинев 16-17 июня 2000 г. Президент России принял решение об образовании Государственной комиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы во главе с Евгением Примаковым.
В своем подходе к урегулированию конфликта эта комиссия исходит из договоренности сторон о том, что они будут руководствоваться принципом сохранения территориальной целостности Республики Молдова как единого субъекта международного права в границах Молдавской ССР на 1 января 1990 г. Иными словами, территориальная целостность Республики Молдова для России является принципом урегулирования. Такая позиция важна для России как с политической, так и с геополитической точек зрения. Но существует и другой принцип - предоставление самых широких прав Приднестровью. Дело в том, что Кишинев и Тирасполь по-разному толкуют формулу Общего государства. Кишинев видит в нем унитарную, территориально целостную республику, в которой Приднестровскому региону предоставлен особый автономный статус. Тирасполь же выступает за 'равносубъектность' Приднестровья и Молдавии в Общем государстве - Республике Молдова.
В свою очередь, Госкомиссия представила свой довольно гибкий план урегулирования конфликта, который исходит из реальной обстановки в Молдавии и Приднестровье.
Госкомиссия разработала проект Соглашения 'Об основах взаимоотношений Республики Молдова и Приднестровья', который включает в себя, с одной стороны, юридическое вхождение Приднестровья в состав Общего государства, гарантии соблюдения положений соглашения со стороны России и Украины при содействии ОБСЕ, а с другой стороны - широкую независимость Приднестровья. Левобережье имеет право самостоятельно устанавливать с иностранными государствами прямые связи в экономической, торговой, научной, культурной сферах, в области образования, спорта и других гуманитарных областях. Исключение составляют дипломатические отношения, поскольку это статус Общего государства. Приднестровье также должно иметь определенную квоту в центральных органах Общего государства.
К сожалению, реализация этого документа встречает немало трудностей. На встрече в Москве в августе 2000 г. обе стороны были согласны, что его можно положить в основу урегулирования конфликта. Но вскоре неожиданно и в Республике Молдова, и в Приднестровье российский проект стал объектом жесткой критики. В средствах массовой информации стали появляться необъективные публикации как с одной, так и с другой стороны. Понятно, что за этим стоят те политические силы, которые не заинтересованы в мирном урегулировании приднестровской проблемы. С одной стороны, это определенные слои среди румын и молдаван, активизирующие свои действия по воссозданию Великой Румынии. С другой стороны, те политические силы Приднестровья, которые не хотят достижения компромисса, а стремятся сохранить статус-кво полной независимости.
Существует еще один очень важный вопрос, имеющий прямое отношение к решению всей приднестровской проблемы, - вывоз российского вооружения, складированного в Приднестровье. В соответствии с подписанной в ноябре 1999 г. Стамбульской декларацией ОБСЕ Российская Федерация должна до 31 декабря 2001 г. вывести из Приднестровья российское вооружение, боеприпасы и прежде всего тяжелую технику, подпадающую под действия адаптированного ДОВСЕ, а до 31 декабря 2002 г. - все войска и оставшееся военное имущество. В то же время Россия не может уйти из Приднестровья до тех пор, пока оттуда не будет вывезено складированное оружие. Прежде всего этого нельзя делать потому, что необходимо организовать охрану складированного оружия и его вывоз, обеспечить стабильность ситуации в регионе, не допустить новых вооруженных конфликтов, т.е. в целом выступать в качестве гаранта для приднестровской стороны. Именно поэтому Госкомиссия предложила разрешить возникшее противоречие путем трансформирования российского военного присутствия в Приднестровье в миссию ОБСЕ.
В статье 46 'Хартии европейской безопасности' говорится о двух формах миссии ОБСЕ. Первая форма - ОБСЕ сама организовывает миротворческую миссию, и тогда она вольна распоряжаться этим процессом по своему усмотрению. Вторая форма - ОБСЕ обращается к третьим, незаинтересованным государствам с просьбой о проведении миротворческой операции. В разработанном проекте Соглашения Госкомиссия предлагает нечто среднее в виде двухъярусной модели миротворческой операции ОБСЕ. Первый ярус этой модели состоит из военных наблюдателей всех стран, входящих в ОБСЕ, число которых будет зависеть от того, как будет функционировать данная модель. Второй ярус - вооруженный российско-украинский миротворческий контингент численностью 1600 человек (основная часть - российские военнослужащие) под командованием российского генерала, который должен будет отчитываться о проделанной работе перед ОБСЕ, консультироваться с этой организацией при принятии оперативных решений и контролироваться присутствующими в регионе военными наблюдателями.
На пути формирования Общего государства - Республики Молдова - возникают определенные объективные трудности. Первая трудность, которая пока, на мой взгляд, окончательно не исчезла, состоит в том, что в Республике Молдова в последнее время сложилась ситуация, при которой оздоровление экономической обстановки страны и решение острых внутриполитических проблем оказалось трудно выполнимой, если вообще выполнимой задачей. Этот фактор затруднял продуктивную деятельность Госкомиссии.
25 февраля 2001 г. в Кишиневе прошли досрочные парламентские выборы, победу на которых одержали коммунисты, получившие конституционное большинство. Это, естественно, расставит новые акценты, в том числе в вопросах урегулирования приднестровской проблемы.
Другая трудность заключается в том, что лидеры Тирасполя уже более десяти лет считают Приднестровье независимым государством, которое не признано международным сообществом.
Конечно, у различных политических сил конфликтующих сторон имеются свои интересы, которые и лежат в основе их деятельности. Однако реальная действительность, будем надеяться, заставит всех использовать более конструктивный подход к комплексному решению приднестровской проблемы, способный в конечном счете привести к долгожданному миру и спокойствию в Приднестровском регионе.