ОФИЦИАЛЬНЫЙ Ашхабад пока не комментирует подписанное в ходе визита в Москву президента ИРИ Мохаммада Хатами совместное российско-иранское заявление по правовому статусу Каспийского моря. Однако на уровне специалистов, имеющих отношение к проблемам водоема, высказываются серьезные опасения по поводу того, что идея президента Туркменистана Сапармурата Ниязова о проведении встречи глав прибрежных государств с целью решительного прорыва в вопросе формирования нового международно-правового статуса Каспия может "утонуть" в волнах двусторонних согласований.
"К сожалению, процесс формирования нового статуса Каспийского моря для некоторых наших соседей стал неплохой ширмой, используемой для прикрытия реализации конкретных геополитических и корпоративных задач, - сказал в беседе с корреспондентом "НГ" высокопоставленный чиновник туркменского правительства, попросивший не называть его имени. - Особенно это бросается в глаза при двусторонних контактах. Здесь на первый план выходят не заботы о будущем Каспия, а совершенно другие интересы. Так, российско-иранское заявление прекрасно защищает геополитические и экономические устремления Москвы и Тегерана (слова о неприятии прокладки транскаспийских трубопроводов, а также присутствия на Каспии вооруженных сил некаспийских государств), но оно ни на йоту не приближает нас к новому статусу водоема. Более того, данное заявление заводит переговорный процесс в новый тупик. Россия подписывается под документом, не допускающим создания любых новых границ на Каспии. А кто же тогда в 1998 году заключил соглашение с Казахстаном о разделе дна? Или проведенная по дну разделительная линия не является границей? Чем же она тогда является? И таких вопросов набирается немало. Пожалуй, единственное, с чем не поспоришь, так это констатация тезиса о том, что "все решения и договоренности, касающиеся правового статуса режима использования Каспийского моря, будут иметь силу только в том случае, если они будут приняты с общего согласия пяти прикаспийских государств".
Темы каспийского урегулирования коснулся накануне и глава туркменского государства, отвечая во время беседы со студентами и преподавателями одного из столичных вузов на вопрос о перспективах принятия нового статуса Каспия.
По словам Сапармурата Ниязова, сообщает Turkmenistan.Ru, хотя возглавляемая им страна "четко обозначила свою позицию и выступает за раздел дна и водной толщи на национальные сектора", не исключено, что в процессе формирования международно-правового статуса Каспийского моря будет принят компромиссный вариант, когда "в срединной части водоема будет выделена 20-мильная зона для свободного судоходства".
Сапармурат Ниязов сообщил, что пригласил президентов прикаспийских государств на встречу в городе Туркменбаши, чтобы обменяться мнениями по главному вопросу, от которого зависит дальнейшее использование богатств моря, - вопросу о статусе моря. Туркменский лидер отметил, что "сейчас идет согласование новой даты проведения саммита, и, возможно, он состоится в середине апреля".
Президент Туркменистана подчеркнул, что для Ашхабада принципиальным является приоритетность нахождения "каспийской пятеркой" согласия в вопросе о статусе моря. "Лишь после выработки нового статуса можно говорить о создании различного рода экологических центров и ином равноправном сотрудничестве. Мы выступаем против создания каких-либо структур на Каспии до определения статуса моря", - сказал Сапармурат Ниязов.
Тем временем назначенный на днях Чрезвычайным и Полномочным Послом Туркменистана в КНР экс-министр иностранных дел, а в последние девять месяцев спецпредставитель президента по вопросам Каспия и урегулированию в Афганистане Борис Шихмурадов в беседе с журналистами в Ашхабаде категорически опроверг утверждения некоторых СМИ о том, что его назначение "является чуть ли не дипломатической ссылкой". "Я протестую против подобных комментариев", - заявил туркменский дипломат.
По словам г-на Шихмурадова, "в Туркменистане развитию отношений с Китайской Народной Республикой придается исключительно важное значение", и в этой связи свое утверждение в должности посла в КНР он считает "ответственным поручением главы государства".
"У нас стремительно развиваются взаимовыгодные партнерские связи с этой имеющей огромный потенциал державой, и мне предоставлен прекрасный шанс внести свою достойную лепту в их укрепление, - сказал дипломат. - Постараюсь направить на решение этой задачи весь свой дипломатический опыт и умение".
Борис Шихмурадов подчеркнул, что ему "доверена новая работа на одном из ведущих направлений внешней политики Туркменистана, автором концепции которой и главным организатором деятельности по ее реализации является президент страны Сапармурат Ниязов", и он сделает все от него зависящее, чтобы это доверие туркменского лидера оправдать.