НЫНЕШНИЙ визит президента Азербайджана Гейдара Алиева в Турцию ознаменовал начало качественно нового периода во взаимоотношениях Баку и Анкары, в которых достаточно долгое время преобладали взаимные упреки и неприкрытая напряженность. Алиеву и Сезеру, похоже, удалось преодолеть так называемый "постдемирелевский синдром", принять и смириться с новыми правилами игры каждой из сторон. Именно поэтому уже на данном этапе визит азербайджанского президента в Турцию можно считать в целом успешным.
В Баку Алиев вернется не с пустыми руками. В первый же день своего визита он подписал с Сезером соглашение "О поставках в 2004-2018 годах азербайджанского газа в Турецкую Республику". Если стороны смогут добиться воплощения соглашения в жизнь, то за отмеченный в документе период Турция получит 79,7 млрд. кубометров азербайджанского "голубого топлива". По словам турецкого президента, этот проект, общая стоимость которого составит 2,5 млрд. долларов США, "откроет новые возможности для развития энергетического коридора Восток-Запад". Эта задача, как подчеркнул Ахмет Сезер, имеет первоочередное значение для Турции, региональные приоритеты которой продиктованы требованиями экономической ситуации в стране, переживающей острый кризис.
Очевидно, что готовность России принять приоритет экономической составляющей над политической отражается и на региональной политике Турции. Последняя, как отмечают турецкие эксперты, склонна повторить опыт Владимира Путина, громогласно заявившего об отказе России от имперских амбиций и базировании своей внешней политики на принципе жесткого прагматизма. Весьма характерным в этом плане стал отход нынешнего президента Турции от установленной его предшественником традиции "особо теплого приема" Гейдара Алиева. Встречать своего азербайджанского коллегу Ахмет Сезер не поехал, решив направить в анкарский аэропорт одного из своих госминистров - известного проповедника идеи формирования так называемого Тюркского Содружества Абдульхалука Чая.
Анкара дала Алиеву понять, что идиллическому периоду турецко-азербайджанских отношений пришел конец. Турция, выступающая с позиций сильного и влиятельного партнера, напомнила Азербайджану о необходимости соблюдения принципа уважения к старшим, пусть даже братьям. "Политические курсы Турции и Азербайджана должны взаимно дополнять и поддерживать друг друга, новые события требуют этого", - заявил Ахмет Сезер, особо подчеркнув важность этого подхода в период, когда "Ереван пытается протащить обсуждение вопроса о геноциде армян в парламентах ряда государств". Похоже, Анкара так и не смогла простить Алиеву его почти нейтрального отношения к официальному признанию и осуждению Францией арменоцида. Правда, следует отметить, что в целом турецкая политическая элита признает соответствие такого поведения Гейдара Алиева интересам Азербайджана, отмечая, что Анкаре есть чему поучиться у Баку. "Турция не может быть более проазербайджанской, чем Азербайджан протурецким", считают сторонники привнесения элементов жесткого прагматизма в турецкую внешнюю политику, подчеркивая, что реализация этого принципа поможет Анкаре более эффективно защищать собственные государственные интересы. Особая актуальность этой позиции обусловлена нынешним экономическим кризисом в Турции, которая оказалась вынужденной реально оценивать свои возможности.
Кстати, именно в этом ключе и следует рассматривать просочившиеся в прессу сообщения о значительных уступках, сделанных Алиевым в ходе "газовых переговоров" с турецкой стороной. Президент Азербайджана, как и прогнозировала "НГ", оказался-таки вынужден сделать подарок "старшему брату", согласившись продавать азербайджанский газ по более низкой цене, чем российский, в проекте "Голубой поток". Правда, следует отметить, что официальные источники в Баку эту информацию пока не подтверждают, признавая лишь, что Турция действительно отодвинула первоначальные сроки выполнения контракта. Не исключено, что Анкара, уже подписавшая аналогичные соглашения об импорте российского и иранского газа, пытается выиграть время и сделать правильный расчет.