На днях по каналам информагентства "РИА-Новости" прошло сообщение о возможной отправке до конца весны в Таджикистан трехтысячного контингента российских десантников для отражения вероятной крупномасштабной агрессии против центральноазиатских стран СНГ. Официальные представители штаба ВДВ поспешили опровергнуть эту информацию, однако не отрицали, что ВДВ как резерв Верховного главнокомандующего и как основа создающихся в настоящее время мобильных сил России готовы к действиям в любой горячей точке РФ и СНГ. Таким образом, ВДВ могут использоваться и в Таджикистане. Эта республика является участницей Договора о коллективной безопасности (ДКБ) и имеет договоренности с Москвой, по которым официальному Душанбе может быть оказана военная помощь.
"Из этого не надо делать сенсацию. В последнее время много говорится о создании в Центральной Азии системы региональной безопасности и формировании коалиционных группировок, которые будут ее обеспечивать. И здесь ВДВ просто незаменимы", - заявили корреспонденту "НГ" в Минобороны РФ. При этом было отмечено, что такое обеспечение подкреплено и юридически: в октябре минувшего года странами - участницами ДКБ было подписано два соглашения - "О статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности" и "Об углублении военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности и мерах по формированию региональных систем коллективной безопасности". ВДВ в ближайшие два-три года лишатся миротворческих функций и полностью будут сосредоточены на решении мобильных задач по обеспечению безопасности на территории России и за ее пределами, где необходимо защитить интересы страны.
Между тем вопрос о возможном усилении десантниками российской военной группировки в Таджикистане возник не случайно. Нестабильность в соседнем Афганистане побуждает Москву и Душанбе наращивать усилия, связанные с обеспечением безопасности на таджикско-афганской границе. В то же время аналитики из военного ведомства утверждают, что нестабильность в регионе может быть вызвана не только внешними факторами, но и действиями отрядов Исламского движения Узбекистана. Поддерживаемые талибами группировки ИДУ вынашивают планы смещения руководства ряда постсоветских республик и создания на их территории религиозного халифата. С наступлением весны ожидаются прорывы экстремистов в глубь территории СНГ к Ферганской долине. При этом узбекские источники отмечают, что базы ИДУ имеются не только в Афганистане, но и на территории Таджикистана. Делаются недвусмысленные заявления о том, что некоторые представители бывшей оппозиции в Душанбе поддерживают ИДУ.
Узбекистан ввел визовый режим почти со всеми своими соседями (кроме Казахстана). Вся таджикско-узбекская граница опутана минными полями. Однако это, видимо, не спасает. По некоторым данным, в самом Узбекистане на нелегальном положении действует агентурная сеть ИДУ, и часть малоимущего сельского населения (преимущественно таджики и жители Ферганской долины) поддерживает религиозных активистов. На этом фоне обращает на себя внимание тот факт, что в нынешнем году, как никогда, шаги стран региона по противодействию религиозным экстремистам разрозненны. Так, ставшие уже традиционными совместные командно-штабные учения "Южный щит Содружества-2001" будут проходить... в Москве. В них не будет участвовать Узбекистан, на границах которого и планируют активизировать свою деятельность боевики ИДУ.
Нельзя сказать, что официальный Ташкент не готовится к встрече террористов. Готовится, но самостоятельно. 1 марта Совет национальной безопасности при президенте РУ рассмотрел первоочередные меры по укреплению безопасности и обороноспособности страны, повышению эффективности охраны и защиты государственной границы Республики Узбекистан от возможного проникновения диверсионно-террористических групп и других преступных посягательств. Принято решение к апрелю завершить реформирование силовых структур страны. Досрочно, как и в прошлом году, будет произведен выпуск офицеров из военных училищ. Во время проходившего в начале марта визита в Узбекистан начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковника Леонида Ивашова были достигнуты договоренности о военных поставках из России в республику систем артиллерии, вертолетов, средств ПВО и боеприпасов. При этом никаких разговоров об участии российских войск или специалистов при отражении возможной агрессии ИДУ против Узбекистана речи не шло.
Так же обособленно на днях министры обороны Казахстана и Киргизии Сат Токпакбаев и Эсен Топоев во время своей встречи в Алма-Ате договорились о совместных действиях в случае обострения обстановки на юге Киргизии. И ни слова о совместном антитеррористическом центре СНГ, о взаимодействии с вооруженными формированиями Таджикистана, России, Узбекистана.
Таким образом, действия России по объединению усилий для создания единого фронта борьбы с террористами пока не во всем находят поддержку. Республики охотно идут на контакт с Москвой, однако между ними имеются противоречия, которые мешают военной интеграции.