ТОТ, КТО хоть немного знаком с ведением бизнеса в Узбекистане, хорошо знает, как он забюрократизирован, сколько кабинетов надо обойти, чтобы в соответствии с существующими правилами оформить экспорт или импорт товаров и услуг. Ненормальность ситуации признал сам глава государства Ислам Каримов, который, выступая в декабре прошлого года на сессии Олий Мажлиса - парламента страны, отметил: "...следует коренным образом пересмотреть всю систему организации внешнеэкономической деятельности. Я считаю, что она чрезмерно зарегулирована. В ней больше доминируют методы административного регламентирования, нежели экономического, тарифного регулирования. Мы должны быстрее переходить на цивилизованные, принятые во всем мире формы внешнеэкономической деятельности".
Именно с целью обеспечения либерализации внешнеэкономических связей на днях было принято постановление кабинета министров Республики Узбекистан "О мерах по совершенствованию регулирования внешнеторговой деятельности".
Постановлением определено, что с 1 марта 2001 г. в республике применяется товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, вводимая впервые в истории независимого Узбекистана. Она основана на "Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" (версия 1996 г.), введение которой осуществляет Всемирная таможенная организация.
В целях изучения зарубежного опыта и подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию мер тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности постановлением правительства образован Межведомственный таможенно-тарифный совет в составе ведущих специалистов в области внешнеэкономической деятельности.
Постановлением также утверждены новые ставки импортных таможенных пошлин, которые вводятся с 1 марта 2001 г. В них с целью упрощения и унификации сокращено число применяемых уровней ставок пошлин с двенадцати до пяти. Для стимулирования снижения цен на внутреннем потребительском рынке и содействия расширению экспортного потенциала производственных предприятий значительно расширен перечень товаров, на которые устанавливаются нулевые ставки импортных пошлин. Так, число товарных позиций, облагаемых нулевыми ставками, выросло с 73 до 497 товарных позиций. Из таможенного тарифа исключены многочисленные уровни ставок пошлин (3, 5, 15, 40, 45, 50 и 60% таможенной стоимости), а число позиций, облагаемых по ставке 30%, сокращено с 302 до 241. Единственная высокая ставка таможенной пошлины - 100% стоимости - установлена для ввозимых в республику подержанных иностранных автомобилей, если они произведены более трех лет назад.
На защиту общественного производителя и обеспечения импорта в республику хорошего качества товаров, прежде всего продовольственных, направлена и такая мера, как порядок обязательного осуществления предотгрузочной инспекции. Эту работу, по договору с импортерами, должны выполнять независимые агентства по сертификации на месте производства товаров.
Как считают специалисты, в условиях перехода к рыночным механизмам управления экономикой и необходимости интеграции страны в мировую хозяйственную систему, с учетом предстоящего вступления республики во Всемирную торговую организацию, принятые меры должны способствовать либерализации экономической деятельности, приданию ей цивилизованной формы.
Ташкент