На минувшей неделе в зоне внимания многих СМИ оказалась тема возврата долгов Туркменистану сразу тремя государствами СНГ. Как известно, эта центральноазиатская страна в настоящее время по объему средств является вторым после России кредитором в рамках Содружества. Туркмении за поставленные в разные годы природный газ и электроэнергию должны Украина, Грузия, Казахстан, Азербайджан, Армения. Да и сама Россия, по оценкам Ашхабада, имеет перед Туркменией задолженность в 107 млн. долл., образовавшуюся за счет активов туркменских юридических лиц во Внешэкономбанке СССР. Общая же сумма долгов Туркменистану, накопленных остальными членами Содружества, превышает 800 млн. долл.
Премьер-министр Украины Виктор Ющенко, выступая на пресс-конференции в Киеве, заявляет о том, что возглавляемое им правительство "включает урегулирование долговой проблемы с Туркменией в состав общей проблемы урегулирования своих долгов суверенным кредиторам в рамках Парижского клуба на общую сумму 1,007 млрд. долл.". При этом г-н Ющенко поясняет: "Хотя это несколько условная позиция - мы понимаем, что Туркменистан не является членом Парижского клуба. Но в данном случае мы хотели продемонстрировать, что весь пакет долгов такого типа мы бы хотели решить унифицированно, стандартно и сохранить равные принципы и основы политики реструктуризации".
Судя по практике последних месяцев, Туркмения довольна действиями Киева как по выплате прошлых долгов, так и по расчетам за поставляемый сегодня газ. Во всяком случае, внедренный Ниязовым с ноября прошлого года принцип продажи топлива на условиях предоплаты пока оправдывает себя. Глава Туркменистана, встречаясь в Ашхабаде с председателем правления компании "Нафтогаз Украины" Вадимом Копыловым, не только положительно оценил обязательность партнеров во взаиморасчетах, но и предложил Киеву взять в концессию одно из туркменских газовых месторождений. Сообщая об этом журналистам, Вадим Копылов не исключил того, что еще до конца текущего месяца может быть подписано соответствующее соглашение.
Но если текущие проблемы Киев и Ашхабад решают пока успешно, то с погашением сумм по долгам за поставки газа в 1993-94гг. возникли сложности. Их реструктуризация была оформлена межправительственным соглашением от 5 ноября 1994 г. Согласно ему долг Украины составил 723,44 млн. долл., в том числе пеня - 51,54 млн. долл. Долг погашался равномерными ежеквартальными платежами в 35,214 млн. долл.
Последний платеж должен быть осуществлен 25 декабря 2001г., однако в январе 2000г. Украина приостановила обслуживание как этого долга, так и других долгов суверенным кредиторам-членам Парижского клуба. В результате долг Украины Туркмении составляет сегодня 282 млн. долл. Новую отсрочку для его погашения Киев надеется получить во время визита Сапармурата Ниязова на Украину, который планируется на май текущего года.
Еще один весенний визит Туркменбаши намерен нанести в Астану. Ашхабад недвусмысленно дал понять казахстанским партнерам, что к этому времени было бы неплохо определиться с решением вопроса о долгах за поставки туркменского газа и электроэнергии. По данным Центрального банка Туркмении, на 1 января 2001г. сальдо задолженности Казахстана перед Туркменистаном составляет 52,7 млн. долл., из них 21,8 млн. долл. - за поставки туркменского газа в 1993-1994 гг. и 28,9 млн. долл. - за электроэнергию, поставленную за период с 1995 по 2000г. Попытка Астаны перенести ответственность на конкретных потребителей успеха не принесла. Как сообщила интернет-газета Turkmenistan.Ru, во время встречи с Туркменбаши первый вице-премьер Казахстана Даниал Ахметов полностью признал долг за поставленную электроэнергию и частично - за поставки газа. Стороны договорились продолжить обсуждение вопроса после детальной сверки имеющихся документов.
Гораздо сложнее ситуация с Грузией, которая также должна выплатить Туркменистану почти 400 млн. долл. Стремление Тбилиси провести очередную реструктуризацию своей задолженности перед Ашхабадом пока не увенчалось успехом, несмотря на сетования грузинского руководства на "объективные обстоятельства". Вряд ли будет способствовать достижению разумного компромисса прозвучавшее на днях заявление руководителя бюджетного офиса парламента Грузии Романа Гоциридзе о том, что "позиция Ашхабада неоправданна, так как туркменское руководство отлично понимает, что речь идет фактически о сумме, равнозначной всему грузинскому бюджету, и выплатить ее сразу Тбилиси не в состоянии" и что "реально сумма нашей задолженности вдвое меньше".
Скорейшее погашение долгов для нас не самоцель, заявил в конце прошлой недели туркменский лидер, мы просто хотим, чтобы эта проблема не мешала нам двигаться вперед в нашем взаимовыгодном партнерстве со странами СНГ на двусторонней основе. Эти слова, прозвучавшие на встрече с казахстанской делегацией, судя по всему, в равной степени относятся ко всем должникам Туркменистана.