0
1054
Газета СНГ Интернет-версия

03.03.2001 00:00:00

Ферганская долина под угрозой

Тэги: Узбекистан, ислам, экстремисты, талибан


По мере приближения весны район, находящийся на стыке Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, снова становится объектом внимания аналитиков спецслужб и журналистов многих стран мира. Еще памятен прошлогодний рейд боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ), наделавший немалый переполох прежде всего в Ташкенте, на подступах к которому пришлось даже возводить оборонительные сооружения. Судя по деятельности активистов партии "Хизб ут-Тахрир" (Партия освобождения ислама), экстремисты не отказались от своих целей по свержению режима Ислама Каримова и созданию в Центральной Азии так называемого исламского халифата.

Масла в огонь подлила берлинская газета "Вельт". Со ссылкой на источники в правительстве ФРГ она опубликовала выдержки из очередного ежегодного доклада германской Федеральной разведывательной службы (БНД) руководству страны, посвященного положению в Центрально-Азиатском регионе СНГ. Согласно оценкам аналитиков БНД, в весенне-летний период там не исключено повторение событий 1999 и 2000 гг.

Вероятность такого развития обстановки отнюдь не является плодом фантазии германских разведчиков. Анализ устремлений активистов "Хизб ут-Тахрир" и действий боевиков в 1999 и 2000 гг. показывает, что главный удар скорее всего может быть нанесен по Ферганской долине Узбекистана. Этот регион из-за высокой плотности населения и крайне низкого уровня жизни народа является самой болевой точкой, своего рода пороховой бочкой страны. В первую очередь нищета, а не идеологические воззрения, заставила в прошлом году молодежь из некоторых селений Сурхандарьинской области не только поддержать боевиков ИДУ, но и, вступив в его отряды, принять участие в боях с правительственными войсками.

Один из руководителей ИДУ Тахир Юлдашев, скрывающийся сейчас в Афганистане на территории, подконтрольной талибам, заявляет, что его отряды постоянно пополняются за счет молодежи из Ферганской долины. И численность формирований Исламского движения Узбекистана составляет, по словам Юлдашева, уже более семи тысяч боевиков. Не исключено, что руководитель ИДУ, как уже было не раз, блефует, называя такую цифру. Но то, что экстремисты могут найти своих сторонников в Ферганской долине, - ни для кого не секрет.

Казалось бы, в этой ситуации узбекским властям следует более активно сотрудничать со своими соседями - прежде всего с Таджикистаном и Киргизией. Однако на деле все происходит наоборот. Осенью прошлого года Ташкент отгородился от своих соседей противопехотными минными полями. С тех пор не проходит и недели, чтобы не приходили сообщения о подрывах на минах людей и домашних животных. Всего с осени 2000 г. на узбекских минах погибли 22 жителя северной Согдийской области Таджикистана. Есть жертвы и среди граждан Киргизии.

Вслед за выставлением минных полей кое-кто в Узбекистане решил заявить и права на отдельные территории соседей, не дожидаясь даже окончания делимитации границ между государствами. Такие случаи уже имели место на узбекско-киргизской границе.

Вольготно чувствует себя в Узбекистане и Махмуд Худойбердыев, дважды пытавшийся (в 1997 и 1998 гг.) поднять вооруженный мятеж в Таджикистане. Он появляется то в Ташкенте, то в Термезе, то в Джизаке, то в Чимкенте, не скрываясь ни от кого. Узбекистанские власти заявляют, что им ничего об этом не известно. Сохранились и боевые отряды "мятежного полковника". Время от времени в прессу вбрасываются предположения, что он готовит новый поход на Душанбе.

Несмотря на эти и им подобные шаги "старшего брата", как все чаще в Центрально-Азиатском регионе называют Узбекистан, и Бишкек и Душанбе стараются выполнять как многосторонние договоры и соглашения, заключенные как в рамках СНГ, так и двусторонние. Так, в Таджикистане ведется активная работа по пресечению противоправной деятельности партии "Хизб ут-Тахрир". По неофициальным данным, в настоящее время сотрудниками таджикского Министерства госбезопасности арестовано более 150 ее сторонников. То же самое происходит в Киргизии. Спецслужбы этих двух стран практически ежедневно изымают пропагандистскую литературу "Хизб ут-Тахрир", издающуюся преимущественно на узбекском языке и направленную прежде всего против нынешнего официального руководства Узбекистана. В настоящее время суд над шестью членами партии идет в таджикском городе Ходженте. Еще 11 человек предстали перед правосудием в Душанбе.

На этом фоне как-то странно выглядят время от времени раздающиеся из Ташкента заявления о том, что Киргизия и Таджикистан чуть ли не потворствуют экстремистам. Поэтому в случае очередной вылазки ИДУ скорее всего ни для кого уже не станут неожиданностью очередные обвинения в адрес официального Душанбе, что таджикские власти опять пропустили из Афганистана через Таджикистан отряды небезызвестного Джумы Намангани. Этот человек сейчас вместе с Тахиром Юлдашевым скрывается на территории, подконтрольной талибам. Следует отметить, что "третья сила", а также страны, преследующие свои интересы в Центрально-Азиатском регионе, умело используют малейшие противоречия между Ташкентом и Душанбе, Ташкентом и Бишкеком.

Боевики ИДУ и их лидеры не такие глупцы, какими их иногда хочет представить официальная пропаганда. Из каждого поражения они извлекают уроки. Сейчас уже маловероятно, что они могут использовать старые каналы и маршруты переправы боевиков. На верную смерть они вряд ли пойдут, особенно после принятия Киргизией и Таджикистаном мер по укреплению своих границ. Вероятнее всего, накопление боевиков ИДУ в той же Ферганской долине может происходить через туркменско-афганскую границу (она, по отзывам некоторых западных дипломатов, работающих в Ашхабаде, довольно прозрачна), с последующим переходом в Узбекистан. Боевики ИДУ могут прибывать туда и с чужими паспортами под видом туристов, бизнесменов и проповедников - в первую очередь из стран, с которыми Узбекистан имеет договоры о безвизовых перемещениях через границу.

15 февраля в Бишкеке завершила работу группа экспертов Шанхайского форума (участники - Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, имеющий статус наблюдателя). Основной темой обсуждения стала проблема создания антитеррористического центра со штаб-квартирой в Бишкеке. Хочется надеяться, что одними разговорами на этот раз дело не ограничится и единый орган государств - участников Шанхайского форума по борьбе с терроризмом, без деления на "старших" и "младших братьев", наконец-то появится. В противном случае нельзя исключать, что с третьей попытки экстремисты добьются своих целей, создав в Фергане, Коканде или Намангане столицу Исламского халифата.

Фергана


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1077
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
961
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1018
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
911

Другие новости