ГЕЙДАР АЛИЕВ вновь оказался победителем. Развернувшийся на прошлой неделе так называемый "карабахский бум" - рассекречивание и публикация предложений посредников, шквал комментариев "заинтересованных сторон", серии громких заявлений и опровержений - оказался блестяще сыгранной азербайджанской внутриполитической игрой, которую Алиев вновь "сделал своей". При этом, следует отметить, азербайджанский президент сумел четко очертить правила "карабахской игры" и весьма эффектно довести их до собственного народа, оппозиции и международного сообщества. Суть их очень проста: война или мир - победит Гейдар Алиев.
Выступление азербайджанского президента на специальном заседании республиканского парламента по карабахскому конфликту стало апогеем "карабахского бума". Заявления Алиева были восприняты и распространены большинством мировых средств массовой информации как сенсации, хотя и ничего нового или сенсационного Алиев не говорил. Он, как, впрочем, и раньше, подверг критике деятельность международных посредников, "официально отклонил" уже давно отклоненные предложения по урегулированию конфликта и пригрозил Армении войной в случае, если этого потребует азербайджанское общество. Этот момент выступления привлек особое внимание слушателей и, как и планировал сам Алиев, стал доказательством его абсолютной преданности интересам Азербайджана. Однако подобный эффект продержался недолго. Уже через день в Баку стали признавать, что угрозы Гейдара Алиева и отмеченная им возможность возобновления военных действий были в первую очередь направлены против оппозиции, активно использующей карабахский рычаг для ослабления позиций алиевского режима. "Президент Азербайджана обещает закрыть оппозиционные партии и их газеты в случае войны. Это пока единственный ответ власти на критику ее "карабахской политики", констатирует бакинская газета "Эхо". Похоже, противникам Алиева придется вновь признать торжество его политического гения.
Кстати, характерно, что "внутриазербайджанскую подоплеку" карабахского бума признают уже и в самом ОБСЕ, тщетно пытающейся дезавуировать крах авторитета и фактический провал института Минской группы по Нагорному Карабаху, сопредседателями которой являются Россия, США и Франция. Так, находящийся с официальным визитом в Ереване действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Румынии Мирча Джоане заявил на встрече с депутатами армянского парламента, что "недавние обсуждения путей карабахского урегулирования Милли меджлисом Азербайджана были обусловлены развитием внутренних процессов в этой стране". Комментируя выступление Алиева в Милли меджлисе Азербайджана, господин Джоане отметил, что слова азербайджанского президента скорее всего "не были обращены на внешний мир".
Международное сообщество, как неоднократно писала "НГ", рано или поздно будет вынуждено признать, что переговоры Алиев-Кочарян носят "самоцельный характер" и не могут привести к всеобъемлющему урегулированию конфликта. Это - переговоры для переговоров, проведение которых соответствует интересам самих президентов, хотя и востребованы как азербайджанским и армянским обществами, так и внешним миром. Но это всего лишь внешняя сторона вопроса, уже почти потерявшая непосредственную связь с сутью проблемы. "Ицхака Раббина нет ни в Армении, ни в Азербайджане и скорее всего не будет еще долгое время", - сказал в беседе с корреспондентом "НГ" один из вовлеченных в посреднический процесс высокопоставленных дипломатов, которые тем не менее продолжают готовить новые встречи Алиева и Кочаряна.
Согласно официальной информации Баку и Еревана, очередная встреча президентов Армении и Азербайджана состоится 4-5 марта в Париже. Как подчеркнул пресс-секретарь главы армянского государства Ваге Габриелян, "в ходе парижской встречи Кочарян и Алиев не планируют подписывать каких-либо документов". Однако, как утверждают армянская и азербайджанская стороны, президенты еще раз вернутся к обсуждению "основных принципов урегулирования", которые, в свою очередь, могут стать основой нового документа для ведения новых переговоров.