0
1584
Газета СНГ Интернет-версия

01.03.2001 00:00:00

Море проблем

Тэги: Каспий, экология, статус


ПОСЛЕ распада СССР Каспийский регион стал ареной столкновений интересов мировых супердержав. Этому есть две причины. Во-первых, запасы нефти и газа здесь достаточно велики. Каспийское море и прилегающие к нему районы в недалеком будущем могут стать крупнейшими поставщиками нефти и газа в Азию и Европу.

Во-вторых, Каспийское море имеет важнейшее геополитическое значение. Контроль над регионом означает контроль над государствами Закавказья, Центральной Азии и даже Среднего Востока. Именно с этим обстоятельством связано стремление Вашингтона основательно укрепиться в районе Каспийского бассейна.

Страсти вокруг Каспия накаляются еще и потому, что до сих пор не определен его юридический статус. Сегодня уже ясно, что без этого не стоит рассчитывать не только на успешное освоение богатств морского дна, но и на сохранение стабильности в регионе. В последние годы статус Каспийского моря был камнем преткновения во взаимоотношениях прикаспийских государств. Судя по всему, вряд ли в скором времени удастся окончательно решить эту проблему. По-прежнему каждое прикаспийское государство при выработке правового статуса Каспия будет жестко отстаивать свои национальные интересы.

До подписания в июле 1998 г. в Москве президентами России и Казахстана Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым соглашения о разделе северной части дна Каспийского моря по национальным секторам Россия, Иран и Туркмения предлагали так называемый закрытый вариант. Он предусматривает использование 20-мильной морской зоны - "территориальных вод", - которая определяется как часть акватории, ограниченной государственной границей прибрежных государств. На указанную морскую территорию, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра распространяется суверенитет прибрежной страны. За зоной "территориальных вод", согласно этому варианту, следует еще 20 морских миль - это "исключительная экономическая зона", в которой прибрежное государство имеет суверенные права в части разведки и сохранения природных ресурсов на морском дне и в его недрах, пользуется юрисдикцией в отношении морских научных исследований. В "исключительной экономической зоне" все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права способами использования моря. Оставшаяся же серединная часть Каспия за 40-мильной зоной является общим достоянием всех прикаспийских государств и находится под их общим управлением. Все решения по использованию этой зоны принимаются после согласования всеми прикаспийскими государствами.

Азербайджан, в свою очередь, последовательно выступает за признание Каспия пограничным "озером" и призывает делить его на пять секторов. Каждый из них будет считаться территориальными водами конкретного государства, которое будет владеть данным пространством на основе исключительного права. Этот вариант основывается на уже имеющейся международной практике. Великое Озеро между США и Канадой, озеро Чад между Нигерией, Нигером, Чадом и Камеруном разделены именно таким образом. В данном случае Каспий рассматривается как "пограничное озеро" сопредельных государств и разделяется на соответствующие секторы, на которые распространяется полный суверенитет прибрежных государств. Секторы являются государственными границами прикаспийских государств. Каждое прибрежное государство имеет в своем секторе исключительный суверенитет на биологические ресурсы, водную поверхность, судоходство, разработку дна Каспия, его недр и т.п.

Азербайджан предлагает и другой вариант определения статуса Каспия - принцип "открытого моря". Он основывается на Конвенции ООН по морскому праву и предусматривает использование принципа серединной линии. Каждое прибрежное государство имеет право на 12-мильные территориальные воды. На указанную морскую территорию, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства. За 12 милями начинается "исключительная экономическая зона" данного прибрежного государства, ширина которой не должна превышать 200 морских миль. Однако, учитывая, что максимальная ширина Каспийского моря не превышает 200 морских миль, внешние границы исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями, согласно Статуту Международного суда, определяются на основе принципа равного стояния по серединной линии. Согласно этому правилу, каждое государство имеет суверенные права на свою исключительную экономическую зону шириной 200 миль, имеет суверенные права по разведке, разработке и сохранению природных ресурсов в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах. Все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободой судоходства и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря.

По мнению же Казахстана, варианты "пограничное озеро" и "открытое море" для Каспия неприемлемы. Предлагается новый принцип раздела моря на экономические зоны по серединной линии, равностоящей от противолежащих точек берегов. В пределах данных зон, по мнению Казахстана, государства будут иметь исключительные права на разработку природных ресурсов.

Согласно договорам между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г. и "О торговле и мореплавании между СССР и Ираном" от 25 марта 1940 г., права на Каспий наряду с Россией имеет и Иран, который до российско-казахстанского и российско-азербайджанского соглашений о разделе дна Каспия придерживался принципа совместного владения морем. Сегодня же Иран вместе с Туркменией предлагает "справедливое и равное" деление Каспия между всеми пятью прикаспийскими государствами. При реализации этого плана Иран значительно увеличит свой национальный сектор. Эта идея понравилась и в Баку: сегодня Азербайджан имеет 17%, а при равном разделе он увеличит свой сектор на 3%. Однако этот вариант имеет меньше шансов на реализацию - против него выступают Россия и Казахстан, которые после подписания соглашения о разделе дна северной части Каспия располагают половиной территории Каспийского моря.

Иран в ходе встречи заместителей министров иностранных дел прикаспийских стран, состоявшейся 20-21 февраля этого года в Тегеране, вновь продемонстрировал неизменность своей позиции и по-прежнему выступил за равнодолевое деление. Сегодня Каспий является главной иранской проблемой, ведь влияние Тегерана в регионе будет зависеть от того, какой кусок он получит при дележе. Однако сегодня Иран является главным союзником России в борьбе против американского экспансионизма в Каспийском регионе. В Москве и Тегеране хорошо понимают, что политика США на Каспии направлена против России и Ирана. Это обстоятельство должно вынудить Москву и Тегеран объединиться против американской экспансии.

Сегодня Россия выступает за сохранение за каждым государством "небольшой территориальной зоны от 12 до 20 миль, на которую распространялись бы пограничный, таможенный и санитарный контроль". Российская сторона не исключает, что в соответствии с международной практикой можно договориться и о суверенной рыбохозяйственной зоне в 10, 12 либо 20 миль. Все остальное морское зеркало должно быть в общем пользовании.

По мнению российских экспертов, можно делить только каспийское дно, а границ на Каспии не должно быть еще по одной причине: в отсутствие границ можно обеспечить и демилитаризацию моря. В противном случае на Каспии фактически будут пять малых морей, и тогда возможно возникновение пограничных территориальных споров, как это уже происходит между Азербайджаном и Туркменией. Российская сторона считает, что вопрос каспийского статуса должен быть решен на основе пакетного подхода: одновременной фиксации принципов по дну, водной толще и поверхности Каспийского моря, биоресурсам, судоходству, экологии и т.д.

Между тем Россия предлагает поэтапно решать комплекс проблем Каспийского моря. Одним из первых шагов, по мнению российской стороны, могло бы стать подписание соглашения по экологии и биоресурсам Каспия, которое не обязательно должно быть увязано с достижением согласия по определению статуса моря. (Ранее Россия подписание любых соглашений по Каспию связывала с определением статуса Каспийского моря.)

Прикаспийским государствам необходимо срочно найти общее решение, так как нынешний правовой хаос чреват серьезными военно-политическими последствиями. Первые пробные "морские бои" между Азербайджаном и Туркменией уже происходят. Туркмения оспаривает у Азербайджана принадлежность каспийских нефтяных месторождений "Кяпаз" (туркменское название "Сардар"), "Азери" и "Чираг".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1755
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1101
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
800
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1082

Другие новости