Десятого октября прошлого года в Астане пять президентов создали Евразийское экономическое сообщество.
Фото ИТАР-ТАСС
- НИГМАТЖАН КАБАТАЕВИЧ, чем, на ваш взгляд, взаимоотношения стран в рамках создаваемого Евразийского экономического сообщества отличаются от аналогичных в рамках Содружества Независимых Государств?
- Начнем с того, что государства-участники СНГ имеют далеко не совпадающие друг с другом национальные приоритеты, а потому трудно добиться принятия единогласных решений и неукоснительного выполнения принятых соглашений. Там правило: государства подписывают те документы, которые их устраивают, да и то в том объеме, который они считают целесообразным.
Евразийское экономическое сообщество создается государствами, преследующими общую цель: сформировать Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Это главное и принципиальное отличие Сообщества от СНГ. На межгосударственном уровне президентами и главами правительств все решения принимаются на основе принципа консенсуса. А чтобы это не было голословным, для выполнения принятых обязательств государства-участники обязаны разработать соответствующие национальные нормативные правовые акты. Контроль за их разработкой, а также за выполнением обязательств по данному Договору, другим договорам и решениям, действующим в рамках Сообщества, осуществляют соответствующие его органы в пределах их компетенции. Словом, документ подписывают все и исполняют его положения все и полностью.
Чтобы эта формула работала, в Договоре есть положение, которого никогда не было в документах СНГ. Членство любого государства в Сообществе может быть приостановлено в случае нарушения им положений договоров, действующих в его рамках. При продолжении такой практики это государство может быть исключено из Сообщества.
Будем надеяться, что столь крутые меры ни к одному из государств -участников Сообщества не будут применены, но наличие в Договоре такой возможности говорит о многом.
Формируются совершенно иные отношения, нежели в рамках СНГ. Поэтому для меня лично самым памятным событием ушедшего года является подписание 10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества в целях эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства этих пяти государств. Это событие знаменует собой начало нового этапа во взаимоотношениях независимых государств на постсоветском пространстве.
- Прошло уже более пяти лет, как между Россией и Белоруссией, а затем и Казахстаном были подписаны соглашения о Таможенном союзе. Теперь в нем уже пять упоминавшихся здесь стран. Что сделано в этой организации, чтобы называться Таможенным союзом?
- Соглашения о создании Таможенного союза явились своеобразным ответом на тупиковую ситуацию, в которой страны СНГ оказались в процессе экономической интеграции. Каждая страна в зависимости от своего экономического, социального и политического положения стремилась тянуть одеяло на себя без учета желаний и возможностей стран-партнеров. Тогда и заговорили о разноуровневой и разноскоростной интеграции в Содружестве. Одно дело признать это, другое - реализовать. Таможенный союз стал первым шагом этой реализации.
Но надо при этом иметь в виду, что понятие "Таможенный союз" было употреблено не как реальность, а лишь как цель достижения первого этапа общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
И, поверьте, немало сделано в этом направлении. Во взаимной торговле государств - участников Таможенного союза действует режим свободной торговли товарами в полном объеме, не применяются таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, отменены количественные ограничения.
Формируется согласованная торгово-тарифная политика. Единые таможенные ставки, применяемые к товарам, ввозимым на территории наших государств из третьих стран, охватывают более 60 процентов.
Действуют соглашения о единых мерах нетарифного регулирования и общие торговые режимы по отношению к третьим странам в отношении доступа товаров и услуг на рынки государств - участников Таможенного союза. Они предусматривают и исключение неконтролируемого проникновения на рынки наших стран, что очень важно. Осуществляется переход на принцип "страны назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле. Устранено двойное налогообложение. Согласован и утвержден базовый перечень подакцизных товаров, а также минимальные ставки на отдельные виды товаров.
Достигнуты важные договоренности по проведению согласованной налоговой и финансовой политики, созданию однотипных механизмов регулирования экономики. Обеспечивается взаимодействие национальных валютно-финансовых систем, взаимная конвертируемость и стабильность курсов национальных валют. Начата разработка общей платежно-расчетной системы. Ведется работа по формированию Транспортного союза, взаимодействию энергетических систем и коммуникаций.
- Если многие проблемы экономической интеграции решены или решаются в рамках Таможенного союза, зачем было учреждать ЕврАзЭС? Напомним: в феврале 1999 года подписывается Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а во второй половине прошлого года опять же договором учреждается ЕврАзЭС. В чем отличие этих двух договоров?
- Договор 1999 года представляет собой в развернутом виде концепцию интеграционной деятельности, направленной на поэтапное построение государствами-участниками новой системы отношений в экономической, социальной и правовой сферах для формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
К сожалению, многие насущные вопросы не были решены из-за отсутствия необходимых правовых, организационных и управленческих механизмов. Слабым звеном в деятельности Таможенного союза, его ахиллесовой пятой стало неточное соблюдение согласованных и принятых решений, в основном из-за низкой дисциплины исполнительных структур - общая болезнь в СНГ. Поэтому для завершения формирования Таможенного союза и создания Единого экономического пространства и было образовано Евразийское экономическое сообщество. Государства, обязавшиеся в договорах и соглашениях осуществить интеграцию в экономической, правовой, социально-гуманитарной, иных сферах, должны еще создать организационно-правовой механизм реализации взаимных договоренностей.
Поэтому и была учреждена международная организация "Евразийское экономическое сообщество" с целью формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в соответствии с намеченными этапами в Договоре 1999 года.
Короче, отличие двух договоров состоит в том, что первый утвердил своего рода совместную программу действий, а второй - международную организацию для ее реализации.
- Что сегодня происходит в ЕврАзЭС?
- Евразийского экономического сообщества как организации еще не существует. Пока что аппарат Интеграционного комитета совместно с правительствами государств-участников, а также созданная Межгосударственным советом Межправительственная рабочая группа разрабатывают проекты документов, регламентирующих деятельность органов управления интеграцией Сообщества. Основная их часть, необходимая для начала его функционирования, должна быть подготовлена до 1 апреля 2001 года.
Сообщество начнет свою деятельность в качестве новой международной экономической организации после утверждения этих документов и назначения основных должностных лиц президентами на Межгосударственном совете, а также после ратификации Договора парламентами государств-участников.
- И когда это случится?
- Точно ответить трудно. Есть одна проблема, которая может существенно повлиять на сроки начала функционирования Сообщества. Речь идет о ратификации не только Договора об учреждении Сообщества, но также и Договора 1999 года, поскольку эти два документа, как я уже говорил, взаимосвязаны. Договор 1999 года о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве ратифицирован всеми, кроме России. Справедливости ради надо сказать, что это пока не мешало органам российской исполнительной власти вместе с партнерами активно действовать по претворению в жизнь положений этого Договора.
Ситуация же с Договором об учреждении Сообщества носит принципиальный характер. Здесь мы имеем дело с деятельностью международной организации, которая при реализации своих полномочий будет пользоваться правами юридического лица и устанавливать отношения с государствами и международными организациями, заключать с ними договора. Поэтому Сообщество начнет функционировать только после вступления Договора в силу, что произойдет одновременно для всех государств-участников с момента сдачи депозитарию последнего уведомления о ратификации.
Пользуясь случаем, я обращаюсь к депутатам Федерального собрания Российской Федерации с просьбой внести свой вклад в интеграционные процессы пяти наших стран и ускорить процедуру ратификации двух договоров.