СЕГОДНЯ на фоне споров о будущем статусе Каспийского моря проблемы рыболовства и экологии региона преданы забвению. Однако после разрешения вопроса о статусе руководителям прикаспийских государств придется решать их в экстренном порядке, ибо в последние годы эти проблемы из-за отсутствия должного внимания заметно возросли. Более того, они способны стать очередным камнем преткновения в отношениях между приморскими странами. Напомним, что в начале 90-х годов, когда Россия занимала иную, нежели теперь, позицию в каспийском вопросе, выступая категорически против раздела водоема, проблемы экологии и рыболовства были одним из главных аргументов Москвы для оказания давления на Азербайджан и Казахстан. Тогда МИД России утверждал, что разработка этими странами нефтяных месторождений в принадлежащих им секторах наносит огромный урон экологии моря и грозит уничтожением ценных сортов рыб, в том числе осетровых.
Есть все основания предполагать, что сегодня эти проблемы просто отодвинуты на задний план и в любое удобное для России время этот вопрос вновь может быть актуализирован Москвой для давления на прикаспийских партнеров, если они и впредь будут проводить политику, идущую вразрез с национальными интересами России.
Вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко, выступая 15 февраля в столице Казахстана Астане, заявил, что многосторонние соглашения между прикаспийскими странами по экологии и рыболовству в бассейне Каспийского моря "могли бы быть подготовлены и подписаны в ближайшее время". "На наш взгляд, здесь нет никаких ограничивающих элементов", - подчеркнул он. По мнению Виктора Христенко, "затяжка принятия этих решений может привести к тому, что вопрос о секторальном разделе Каспия потеряет свою актуальность", так как "делить уже будет нечего".
Между тем директор Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (КаспНИИРХ) Владимир Иванов считает, что временный запрет на торговлю черной икрой на мировых рынках вполне возможен. "Мера эта вынужденная, однако если Россия, Азербайджан, Казахстан, Иран и Туркмения не смогут своими силами покончить с массовым браконьерским выловом осетровых в бассейне Каспия, то мировое сообщество вправе попытаться таким образом перекрыть каналы поступления на рынки подпольной черной икры, чтобы тем самым спасти осетровые от полного истребления", - сказал директор КаспНИИРХ.
Владимир Иванов сообщил также, что по рекомендации ученых в последние годы промысел осетровых на Каспии ежегодно сокращается на 30-40%. На 2001 г. квоты для четырех стран Каспия (кроме Ирана, который сам устанавливает свои квоты) на добычу осетровых установлены в объеме 490 тонн, причем основная часть улова рассчитана на обеспечение маточным материалом рыбоводных заводов для искусственного воспроизводства белуги, осетра и севрюги. По словам г-на Иванова, после распада СССР "некогда мощная система рыбоохраны практически развалилась и в прибрежных водах Азербайджана, Казахстана и Туркмении полностью отсутствует контроль за рыбным промыслом".
По данным КаспНИИРХ и правоохранительных органов России, в бассейне Северного Каспия в 2000 г. незаконно добыто свыше 10 тысяч тонн осетровых, тогда как официальная добыча России, Азербайджана, Казахстана и Туркмении составила всего 650 тонн при разрешенной квоте 890 тонн. Значительная часть подпольно изготовленной черной икры, утверждают в КаспНИИРХ и Государственном комитете по рыболовству РФ, поступает на рынки России и стран Западной Европы.
Сегодня самую большую квоту на вылов осетровых на Каспии имеет Казахстан - 272 тонны, тогда как в 2000 г. казахстанская квота составляла 311 тонн. Новые квоты на вылов осетровых были распределены на ежегодном совещании прикаспийских государств в Астрахани, которое состоялось в январе этого года. По данным Северо-Каспийского учреждения по охране биоресурсов, Казахстан в 2001 г. помимо своей квоты будет осваивать и прошлогоднюю квоту Туркмении в размере 44 тонн. Ашхабад уступил это право Астане за 325 тыс. долларов.
Специалисты Северо-Каспийского учреждения по охране биоресурсов считают, что уменьшение квоты на вылов осетровых напрямую связано с уменьшением популяции ценных пород рыб, обитающих в Каспийском море. Отмечается, что международные организации, и прежде всего Всемирный фонд дикой природы ООН, следящие за промышленной добычей исчезающих видов животных, птиц и рыб, всерьез обеспокоены создающейся на Каспии ситуацией. В первую очередь международные организации встревожены масштабами браконьерства на Каспии, которое в десятки раз превышает объемы официального промысла.