ВВЕДЕНИЕ с 1 марта полномасштабного визового режима между Россией и Грузией вызывает в общественных кругах все большее недовольство. Известно, что почти трехмесячный "визовый опыт" не вызвал и не мог вызвать у граждан обеих стран позитивных эмоций, но будучи вынужденной, согласно разъяснению Москвы, мерой, вероятно, позволил российскому руководству ощутить некоторое облегчение после имевших место коллизий на чеченском участке российско-грузинской границы. Вместе с тем нынешняя ситуация явно не устраивает руководство Грузии, проявляющее все более возрастающую заинтересованность в улучшении двусторонних отношений. Ратифицированное на днях парламентом Грузии соглашение о "нулевом варианте", предусматривающее отказ от доли бывшего советского имущества, также можно рассматривать в плоскости стремления властей к усилению конструктивного диалога с Москвой. Решимость, с которой Эдуард Шеварднадзе отстаивал свой подход к этой проблеме, возможно, стала лучшим подтверждением его стратегических намерений в отношении Москвы.
Тем не менее сохраняющийся визовый режим, обозначивший как бы этап недоверия к официальному Тбилиси как к одному из факторов безопасности и стабильности в регионе, прямо или косвенно де-факто и де-юре напоминает сторонам о пробежавшей между ними "политической кошке". Это обстоятельство, несомненно, снижает эффективность диалога, хотя именно оно и призвано сегодня стимулировать выход грузино-российского сотрудничества на близкий к оптимальному уровень и стимулировать обоюдные усилия в направлении потепления существующего политического климата. Делегация Министерства иностранных дел Грузии сегодня начинает диалог с российскими коллегами по поводу введения с 1 марта полномасштабного визового режима. Грузинская сторона намерена поднять вопрос об отмене упрощенного визового режима, который действует у России на границе с Абхазией и Южной Осетией. Возможно, что делегация МИД Грузии потребует рассмотреть эту проблему в отдельности. Отмечая, что Москва по-прежнему настаивает на сохранении упрощенного визового режима с Сухуми и Цхинвали, министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили заявил, что Грузия никогда не сможет согласиться с такой позицией. Глава внешнеполитического ведомства не допускает возможности открытия консульства России в Сухуми, Цхинвали и Батуми до тех пор, пока РФ в отношении фактически действующего упрощенного режима пересечения границы с Абхазией и Южной Осетией не претерпит приемлемой для Тбилиси трансформации.
Другие из ожидаемых затруднений, если иметь в виду новые малоприятные сюрпризы, находятся в поле зрения грузинского руководства. Правда, глава внешнеполитического ведомства исключает возможность каких-либо социальных катаклизмов в своей стране в результате введения полномасштабного визового режима, но вместе с тем, как он подчеркивает, "в России находятся примерно 200 тыс. граждан Грузии, которые после введения 5 декабря визового режима между двумя странами столкнулись с серьезными осложнениями, в будущем же их ожидают новые проблемы". Безусловно, волна недовольства, поднятая не так давно гражданами Грузии у посольства своей страны в Москве, засвидетельствовала всю тяжесть их положения. После 1 марта ситуация, судя по всему, примет еще более жесткие очертания.
Далеко не лучшим образом повлияет введение полномасштабного визового режима и на настроения российских военнослужащих в Грузии. Их также не без оснований следует считать заложниками российско-грузинской "политической дуэли". К примеру, многим российским военным, которые выехали из Грузии в новогодние дни в отпуск, пришлось по возвращении впервые платить за оформление визы, а те, кто не успел взять паспорт гражданина России, по сей день не могут возвратиться в свою часть. Дело в том, что российские военные для пересечения границы после 5 декабря пользовались не гражданскими паспортами, поскольку у очень многих из них этих паспортов нет, а военными билетами. Прилетая в Тбилиси, они оформляли визу в аэропорту, уплачивая за это 10 или 20 долларов в зависимости от степени срочности. Визу они могли взять и в Москве, и в других городах, где открыты консульства Грузии. Аналогичные затруднения на протяжении последних трех месяцев испытывает и российская военная группировка в Армении, поскольку для ее снабжения всем необходимым нередко используется Военно-Грузинская дорога, а транзитные визы могут выдать лишь дипломатические представительства в Грузии.
1 марта истекает срок действия договоренности, согласно которой граждане России, находящиеся в Грузии, в том числе военнослужащие и их семьи, а также граждане Грузии, находящиеся в России, могли без дополнительных правовых формальностей и проволочек выехать с территории государства пребывания по тем документам, по которым они въехали в это государство. Говоря иначе, это означает, что от тех людей, которые попали на территорию соседнего государства до 5 декабря, когда был введен визовый режим и когда они же не по своей воле оказались в некоем правовом вакууме, никто до 1 марта виз не требовал. Качественно иная ситуация возникает после этих последних февральских дней. После 1 марта грузинская сторона, как стало известно из совершенно достоверных источников, будет действовать в соответствии с принципом взаимности, прекращая выдачу виз для российских граждан на приграничных пунктах и в аэропортах. Стало быть, отныне оформить визу можно будет лишь в дипломатических представительствах Грузии. Дело явно осложняется тем, что российским гражданам, в том числе и военным, для получения въездной визы в Грузию придется покидать территорию этой страны. Но есть и существенный нюанс: это произойдет лишь в том случае, если аналогичная участь после введения в России полномасштабного визового режима постигнет и граждан Грузии, находящихся на территории России. По словам одного из российских офицеров, проходящих службу в Грузии, визовый режим уже напоминает "опасный водоворот, вовлекающий в свое жерло все больше человеческих судеб". К примеру, он задается и таким вопросом: если Грузия будет вынуждена в качестве взаимной меры настаивать на пресловутом принципе взаимности и станет выдавать российским гражданам въездные визы лишь на основании официальных приглашений, то кто же исполнит роль приглашающей стороны? Если вспомнить и сетования недавно побывавшего в Тбилиси руководителя военной делегации России начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, генерал-полковника Леонида Ивашова, то подумать, как говорится, действительно есть о чем. Он сообщил, в частности, что выдача новых паспортов 10 тыс. российских военных связана с немалыми финансовыми затруднениями. Тогда же он заявил, что сегодня наиболее серьезный вопрос двусторонних отношений в военной области это "пересечение границы России с Грузией военнослужащими группы российских войск в Закавказье и членами их семей". Эта категория российских граждан, как не без сожаления оценил генерал, "может оказаться заложниками межгосударственных противоречий по этому вопросу". Тогда же в сообщении Интерфакса приводился факт, о котором рассказал тот же Ивашов. Трое офицеров ГРВ в Закавказье были в первой половине февраля депортированы из Грузии по прибытии в Тбилиси на основании неурегулированности визового режима.
Тбилиси