СЕГОДНЯШНЮЮ дипломатическую "игру" вокруг карабахского урегулирования, которое в последние годы стало ареной для выяснения отношений всех сил, претендующих на защиту своих интересов в регионе каспийского бассейна, большинство экспертов называют "игрой без тузов". При этом считается, что на роль последних никак не могут претендовать Франция и Турция, которые ныне проявляют наибольшую активность в процессе карабахского миротворчества.
Событием уходящей недели, имеющим очевидную значимость для Большого Кавказа, стала организованная в Стамбуле международная конференция, посвященная вопросам безопасности и стабильности Кавказского региона. Согласно плану организаторов участники конференции - представители США, Турции, России, Ирана, Армении, Азербайджана, Грузии, эксперты "заинтересованных" международных организаций - должны были уделить первостепенное внимание "Пакту стабильности на Кавказе". Последний, как уже писала "НГ", является так называемым западным вариантом ставшей весьма популярной после Стамбульского саммита ОБСЕ гипотетической идеи формирования общекавказской системы безопасности. Напомним, что в центре внимания сегодня находятся три основные модификации этой идеи - "российская" (план руководителя Северной Осетии Александра Дзасохова), "западная" (разработанный на основе предложения экс-президента Турции Сулеймана Демиреля детальный проект брюссельского Центра европейских политических исследований) и "армянская" (так называемая "комплиментарная формула", выдвинутая президентом Армении Робертом Кочаряном).
Очевидно, что основной задачей турецких организаторов этой конференции была реабилитация имиджа Турции как активного и влиятельного регионального игрока, имеющего стратегические интересы в Закавказье. Характерной особенностью этой встречи явилось участие в ней представителей Министерства иностранных дел Армении - единственной южнокавказской республики, не имеющей с Турцией дипломатических отношений и даже открытой сухопутной границы. Примечательно, что за несколько дней до конференции по каналам западных СМИ были распространены "сообщения дипломатических источников" о грядущем армяно-турецком сближении и перспективе установления прямого диалога между Ереваном и Анкарой. Сенсацией же конференции стало предложение главы турецкого внешнеполитического ведомства Исмаила Джема провести в Турции трехсторонние переговоры официальных представителей Баку, Еревана и Анкары по проблеме карабахского урегулирования. Турция фактически тем самым претендует на роль "карабахского брокера", который, исходя из простой переговорной логики, хотя бы формально должен выступать с нейтральных позиций. В этой связи следует признать, что фактически отрицательный ответ представителя Армении не мог стать сюрпризом для турецкой стороны. Последняя, очевидно, выступила с подобным предложением исходя из двух основных причин. Во-первых, этим заявлением МИД Турции зажег долгожданный "зеленый свет" перспективе установления армяно-турецкого диалога, хотя и в весьма противоречивом формате. Во-вторых, Анкаре, естественно, не нравится активизация "региональных притязаний" Франции и Ирана, демонстрирующих в последнее время все больший интерес к карабахской проблематике и, следовательно, к "основной ставке" Турции в регионе - Азербайджану. Следует отметить, что в данном случае первостепенное значение имеет именно "французский фактор".
Как это ни парадоксально, но сегодня Париж стал центром концентрации национальных интересов и дипломатических усилий Анкары, Еревана и Баку одновременно. Начало этой тенденции было инспирировано официальным признанием Францией геноцида армян в Османской Турции. Следующим шагом французской стороны в этом направлении стало проведение в Париже серии двусторонних и трехсторонних переговоров президентов Жака Ширака, Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева, которые были, в частности, посвящены вопросу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Обсуждения этой проблемы были продолжены в ходе последнего официального визита Кочаряна во Францию, после чего стало известно, что в ближайшее время в Париже может состояться еще одна встреча президента Франции с главами Армении и Азербайджана. По сообщению ереванского информагентства "Медиамакс", парижские переговоры Кочарян-Алиев скорее всего состоятся в промежутке между визитами армянского президента в Киев (1-2 марта) и Вену (6-7 марта). Кстати, ранее предполагалось, что очередная встреча Роберта Кочаряна с Гейдаром Алиевым состоится на армяно-азербайджанской границе. Однако, как сообщает источник, ныне в Ереване и в Баку склонны считать, что "участие Жака Ширака в переговорах делает этот процесс более эффективным". Конкретика, как и следовало ожидать, в подобных сообщениях отсутствует, однако сами стороны карабахского противостояния не скрывают, что Париж лоббирует некий план урегулирования. По словам Роберта Кочаряна, "инициативы французского президента внушают определенные надежды". В Ереване также утверждают, что если уже достигнутый в Париже "настрой" президентов не изменится, то следующая их встреча во французской столице может стать "судьбоносной". По крайней мере, как заявил на днях глава армянского МИДа Вардан Осканян, принятие сторонами конфликта предлагаемых Францией "сбалансированных принципов" может привести к "серьезному прогрессу" в переговорном процессе. Характерно, что из сделанных по этому поводу заявлений армянского министра однозначно следует, что так называемая "французская инициатива" отражает политику Евросоюза в отношении всего Закавказского региона, что, в свою очередь, свидетельствует об усилении региональных амбиций ЕС. Явная неопределенность геополитических приоритетов Старого Света не дает пока однозначного ответа на весьма важный вопрос: намерена ли Европа играть на Южном Кавказе привычную для нее роль продвигателя американских интересов, или же политика ЕС будет базироваться на так называемом принципе "европейского суверенитета", что скорее всего будет готова поддержать обладающая "эксклюзивными рычагами" влияния на своих бывших закавказских сателлитов Россия.
Симптоматично, что на данном этапе как Москва, так и Вашингтон предпочитают хранить молчание. Однако очевидно, что слишком долго подобная ситуация продолжаться не может.