0
1487
Газета СНГ Интернет-версия

20.02.2001 00:00:00

"Тройка" Евросоюза едет на Кавказ

Анна Линд

Об авторе: Анна Линд - министр иностранных дел Швеции, Кристофер Паттен - член Европейской комиссии по внешним связям.

Тэги: Кавказ, визит, Евросоюз, ЕС


Кавказ, визит, Евросоюз, ЕС

Сегодня и завтра внешнеполитическая "Тройка" Европейского союза нанесет свой первый визит на Кавказ. Наш визит подчеркнет важность региона для внешней политики ЕС в момент, когда Грузия, Армения и Азербайджан приближаются к десятой годовщине своей независимости. Визит "Тройки" послужит повышению статуса ЕС в регионе, и мы не можем игнорировать такую возможность.

Прошедшее десятилетие не было легким. Регион прошел через такие испытания, как гражданские войны, закрытые границы и большое бремя беженцев, что вкупе с развалом советской экономики привело к экономической катастрофе. К 1994 г. Европейское сообщество вынуждено было начать крупную операцию по оказанию продовольственной помощи, чтобы помочь людям на Южном Кавказе пережить зиму. Сейчас, по прошествии семи лет, границы до сих пор закрыты, беженцы все еще ждут возвращения в родные места. Политическое наследство советских времен препятствует разрешению конфликтов, мешает правительствам эффективно бороться с раковой болезнью коррупции, а также мешает эффективной работе государственной машины и борьбе с теми структурами, которые заинтересованы в сохранении статус-кво.

Однако возможности налицо. Вероятно, в Каспийском море столько же нефти, сколько и в Северном. Здесь и в Средней Азии есть и огромные запасы газа - и это хорошие новости для стран Европы, испытывающих энергетический голод. Кавказский коридор является самым коротким путем из Южной Европы в Среднюю Азию и далее; отсюда и то значение, которое Европейский союз с самого начала придает помощи Южному Кавказу в реализации его потенциала в области транзита товаров и энергии из Каспийского региона и Средней Азии.

Но для Европы также важна стабильность и потенциальное процветание региона. Мир на Кавказе мог бы значительно укрепить безопасность на всем континенте. Поэтому ЕС участвует в содействии всем трем правительствам в развитии их экономики и поощрении регионального сотрудничества между ними. Наша программа технического содействия -ТАСИС - помогла претворить в жизнь транспортный коридор Европа-Кавказ-Средняя Азия (ТРАСЕКА) и содействовала Кавказу в организации транзита нефти и газа. Программа внесла свой вклад в те реформы, которые привели все три страны в Совет Европы, а в будущем приведут к членству во Всемирной торговой организации (Грузия уже стала ее членом). ЕС развернул проекты по гуманитарной помощи и реабилитации среди беженцев и в бывших районах конфликтов. Мы работаем с правительством Армении по закрытию атомной электростанции в Медзаморе в Армении, расположенной в сейсмически опасной зоне и создающей, таким образом, угрозу экологической катастрофы для всего региона. В целом за последние девять лет только на гранты ЕС выделил около 1 млрд. евро.

Масштаб того, что осталось сделать, все еще огромен. Не может быть никакой устойчивой стабильности или процветания в регионе без решения так называемых замороженных конфликтов, таких, как в Нагорном Карабахе и Абхазии. Регион стал еще более напряженным в связи с тем, что последствия войны в Чечне для южных соседей России становятся все более ощутимыми.

Сейчас, когда "Тройка" готовится к поездке на Кавказ, мы все знаем, что все эти вопросы - конфликты, отношения с Россией, отношение к нацменьшинствам, экономические проблемы, решения о маршрутах прокладки трубопроводов - тесно взаимосвязаны. В основе их лежит вопрос о том, есть ли у тех, кто находится у власти, средства для контроля за событиями в их странах, средства для решения вопросов и принятия действий, которые люди вправе ожидать от правительства. Если этого нет, то они не смогут рассчитывать на серьезную поддержку среди населения, необходимую для нахождения долговременных решений.

Путь укрепления трех государств состоит в том, чтобы их правительства укрепили доверие к себе и были решительны в укреплении своего национального развития через региональное сотрудничество. Решения не могут придти извне, на каких бы добрых намерениях они ни были основаны. Ни ЕС, ни США, ни - в данном вопросе - Россия не могут урегулировать конфликты с помощью некоего "регионального решения", привнесенного со стороны. Это только ослабило бы хрупкую власть правительств, не разрешив глубинных причин конфликтов.

Поэтому политика и ресурсы ЕС должны быть очень аккуратно направлены на суть проблемы. Мы можем оказать поддержку в разрешении конфликтов, помогая открыть закрытые границы и вернув к функционированию транспортные, энергетические и телекоммуникационные связи. Мы можем что-то сделать для того, чтобы инвесторы вкладывали свои капиталы, передавали ноу-хау и создавали рабочие места для возвращающихся беженцев, а также можем помочь самим беженцам с помощью проектов гуманитарной помощи и реабилитации. Мы можем продолжать оказывать дальнейшее содействие в государственном строительстве. Новое законодательство составляет лишь малую часть этого: эффективное исполнение законов, лучшее управление, административная реформа и, самое главное, развитие демократических процедур, включая сильный и беспристрастный суд, являются ключевыми в этом процессе.

Таковы вопросы, которые "Тройка" хотела бы обсудить с принимающей стороной. Мы понимаем, что ни у одной страны нет таких ресурсов, чтобы в одиночку справиться с проблемами такой величины. Поэтому ЕС также будет поднимать эти вопросы с другими странами, прежде всего с теми, у которых есть интерес в этом регионе - с Турцией, Ираном и особенно с Россией, а также и с США и международными организациями, в чью компетенцию входят проблемы разрешения конфликтов. Конструктивное участие России будет значимым, и мы должны будем убедить наших партнеров в Москве, что их интересы и интересы международного сообщества и государств Южного Кавказа могут быть не только совместимыми, но и конгруэнтными.

Если ЕС удастся использовать свое влияние и помочь государствам Южного Кавказа тверже встать на ноги, то это будет означать, что мы в какой-то мере содействовали разрешению накопившихся проблем, установлению мира и возвращению домой беженцев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1357
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
859
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
612
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
851

Другие новости