ГРУППА московских социологов monitoring.ru провела исследование, задачей которого было выяснение степени информированности населения России и Белоруссии о ходе строительства единого государства и отражении этого процесса в СМИ двух стран. Были опрошены 1600 респондентов в РФ и 500 - в Белоруссии.
По мнению большинства опрошенных, пресса пока недостаточно информирует граждан о жизни Союзного государства, между тем как заинтересованность в знакомстве с подобными публикациями, теле- и радиопередачами высказали 79 и 90 процентов участников опроса соответственно в России и в Белоруссии. При этом лишь 25 процентов россиян и 30 процентов белорусов считают "хорошим" уровень своей информированности о процессе двусторонней интеграции. При этом среди граждан России доля "слабо информированных" превышает число аналогичных белорусских респондентов.
В этой связи вполне естественным выглядит тот факт, что многие опрошенные полагают, что процесс объединения несет с собой немало негативных моментов: "долги Белоруссии", "обуза для России", "опасность спада в экономике" (российские респонденты); "экономическая и политическая зависимость", "призыв на военную службу в горячих точках", "утрата суверенитета" (белорусские респонденты).
Симптоматично, что белорусы продемонстрировали намного более высокий уровень информированности о России, происходящих здесь политических, социальных и экономических процессах, нежели россияне о жизни Белоруссии. В то же время такие сведения интересуют людей в обеих странах: "каждый человек хочет знать, в какой именно стране и как он будет жить".
Достаточно любопытен вывод авторов исследования, полагающих, что для так называемых простых людей Союз России и Белоруссии все еще "остается чем-то не совсем реальным". Более того - в подавляющем большинстве случаев опрошенные считают, что от процесса дальнейшей интеграции ничего особо положительного ожидать не приходится. В то же время они хотели бы еще большего упрощения таможенно-пограничных формальностей, расширения двустороннего экономического, культурного сотрудничества. В этой связи в исследовании содержатся рекомендации для средств массовой информации, которые, по мнению социологов, способны оказать заметное воздействие на общий психологический фон интеграции, все еще во многом остающейся умозрительной в глазах людей именно из-за их недостаточной информированности.