-ВЫ ГОВОРИЛИ, что на недавней встрече в Москве с российским президентом Владимиром Путиным вы обсуждали проблематику выборов в приднестровский Верховный совет. Но возможно ли представить, что о сложившейся предвыборной ситуации в самой Молдавии речи не было?
- Конечно, на встрече с Владимиром Путиным шла речь и о предвыборной ситуации в Молдавии, и вообще о проблемах и перспективах развития отношений между нашими странами. Для нас эти отношения являются одним из главных приоритетов - и в экономике, и во внешней политике.
- Как вы утверждаете, у ПКРМ есть собственный план урегулирования приднестровского конфликта. Но насколько он реализуем в условиях, когда молдавская политическая элита в целом продолжает настаивать на разрешении конфликта посредством предоставления Приднестровью подчиненного автономного статуса, с чем категорически не согласен Тирасполь?
- Да, у ПКРМ есть собственная стратегия разрешения проблемы Приднестровья. Она основывается на двух главных моментах. Момент первый. Тирасполю нужно согласиться с тем неоспоримым фактом, что только Молдавия является субъектом международного права со всеми предусматриваемыми таким статусом факторами (официальное признание, членство в международных организациях и прочее). С другой стороны, официальный Кишинев должен осознать тот объективный фактор, что на левом берегу Днестра уже почти 10 лет создается реальная государственность со всеми ее атрибутами. Вот от этих двух точек и нужно двигаться навстречу друг другу. Момент второй. Переговорный процесс и в целом окончательное разрешение конфликта во многом тормозится из-за того, что стороны топчутся вокруг конечных определений: автономия, федерация, конфедерация и т.д. Мы же считаем, что куда продуктивнее не зацикливаться на этих определениях и создавать (или, вернее, воссоздавать) общее государство, образно выражаясь, не с его крыши, а с фундамента. То есть с воссоздания единого экономического организма, всемерного развития социальных, гуманитарных, информационных и прочих связей. Для простых людей с обоих берегов Днестра важна даже не форма государственного устройства будущей Молдавии, а ее реальное конкретное наполнение. Относительно же возможного сопротивления политической элиты в Кишиневе быстрейшему мирному урегулированию конфликта замечу: мы сейчас, в ходе предвыборной кампании, как раз и работаем на то, чтобы в парламент пришла новая здравомыслящая элита.
- С одной стороны, руководство ПКРМ заявляет о том, что с международными финансовыми структурами и Западом в целом можно и нужно сотрудничать, а с другой - ваша партийная газета неустанно выступает против одиозной неэффективной политики МВФ и прозападной ориентации в целом. Какова ваша действительная позиция?
- Нам неправомерно приписывают "аллергию" на МВФ и прочие международные финансовые организации. Сотрудничество с ними - норма для любого государства, тем более в условиях столь стремительной глобализации всех мировых процессов. Другое дело, что мы не собираемся каждый раз брать под козырек и слепо выполнять чьи-то команды. Я лично много раз встречался с эмиссарами МВФ, ВБ. И, замечу, нашел полное понимание в вопросе о том, что мы сами должны позаботиться о более эффективном использовании кредитов. Чтобы предоставляемые нам средства шли на дело - возрождение отечественной экономики, а не просто проедались и разворовывались. Национальные интересы - вот что для меня главное во внешнеполитической и внешнеэкономической линии Молдовы.
- На днях совместно с лидерами Партии возрождения и согласия и Демократической партии, Мирчей Снегуром и Думитру Дьяковым вы заявили о неправомерном использовании административного ресурса премьер-министром Думитру Брагишем, возглавившим Центристский альянс. Что послужило поводом для этого? И насколько эффективны, на ваш взгляд, предпринятые ЦИК дополнительные меры по предотвращению фальсифицирования результатов выборов?
- "Альянс Брагиша" - это, по сути, "альянс Лучинского". Последний таким образом надеется продлить свое пребывание в президентском дворце. Отсюда и та наглость, с которой премьер использует в избирательной кампании все преимущества своего положения - административные, финансовые, информационные... ЦИК на все это закрывает глаза. Не потому ли, что Петр Лучинский уже несколько лет покрывает председателя Центризбиркома Дмитрия Ниделку, который в свою бытность министром труда и социальной защиты был замешан во многих неблаговидных делах? Так что вполне возможны фальсификации. В "демократической" Молдове на этот счет уже выработаны богатые традиции.
- По утверждению оппонентов, у ПКРМ достигнуты определенные договоренности с пропрезидентскими структурами о взаимодействии в ходе и после выборов (в подтверждение тому называют произведенные по вашему настоянию замены на постах министров иностранных дел и образования в правительстве). Предполагаете ли вы сформировать правящий блок с Центристским альянсом во вновь избранном парламенте?
- У нас нет и не может быть никаких договоренностей с и. о. президента г-ном Лучинским, официальный срок полномочий которого истек 15 января. Его политическое время закончилось, причем бесславно. Что же касается наших совместных действий с какими-либо силами в будущем парламенте, то об этом можно будет говорить только после 25 февраля.
- На какой результат рассчитывает ПКРМ? И какие еще партии, по вашим прогнозам, пройдут в законодательный орган?
- Мы рассчитываем получить в новом парламенте не менее половины депутатских мест, улучшив таким образом свой прежний результат - 40 мандатов. Скорее всего в законодательном органе также будут представлены и "Альянс Брагиша", Партия возрождения и согласия и Демпартия.
- Как вы считаете, не может ли быть "переиграна" в обратном направлении осуществленная 5 июля прошлого года конституционная реформа по превращению Молдавии в парламентскую республику? И насколько вероятно, что Петр Лучинский вновь будет избран президентом?
- Начатой 5 июля конституционной реформе уже не может быть дан обратный ход. И, думаю, Петр Лучинский при любом раскладе президентом не останется - его время, повторяю, прошло.
- Существует версия, что вы намеренно заблокировали избрание президента законодательным органом и тем самым спровоцировали досрочные парламентские выборы - под влиянием Москвы. Россия лоббирует каким-либо образом свои интересы в развернувшейся предвыборной кампании? И если это так, насколько правильными вам представляются избранные ею цели и эффективными - предпринимаемые шаги?
- Эта версия совершенно ошибочна. Конечно, России не безразлично, кто придет к власти в Молдавии после 25 февраля. Но влияет ли она каким-либо образом на ход избирательной кампании и насколько ее действия эффективны - эти вопросы не ко мне.
Кишинев