НЕ СЕКРЕТ, что достигнутые между Москвой и Киевом договоренности в энергетической сфере, в частности - относящиеся к болезненной проблеме транзита (и соответственно несанкционированного отбора) российского экспортного газа по территории Украины, отнюдь не снимают всех вопросов и вряд ли могут рассматриваться в качестве действенных долгосрочных гарантий, способных реально предотвратить возникновение аналогичных малоприятных коллизий в будущем. Несомненно, обе стороны далеки от того, чтобы считать ситуацию абсолютно безоблачной. Россия не скрывает намерений минимизировать свою зависимость от украинского транзита, в связи с чем рассматриваются различные варианты прокладки альтернативных газопроводов через территории Белоруссии, Польши, Литвы.
Разумеется, подобная перспектива никак не может устраивать Украину. Лишившись транзитных преимуществ, страна встанет перед труднопреодолимыми проблемами в сфере энергоснабжения. И произойдет это не только потому, что украинская сторона потеряет возможность обращаться с российским газом по своему усмотрению. Украина потребляет в год 80 млрд. кубометров газа, собственная же ее добыча голубого топлива составляет лишь 18 млрд. кубометров. Платить за импортный газ нечем, и сборы за транзит имеют для Киева принципиально важное значение.
В свете указанных обстоятельств на Украине приступили к активному поиску возможностей остаться "газовым мостом" если не для России, то для других традиционных поставщиков мирового уровня. Таковым может стать Иран, занимающий второе место на планете по запасам газа и стремящийся наладить его надежный транзит в Европу. Очень симптоматично, что, как сообщил Интерфакс, на днях Киев и Тегеран приняли решение создать рабочие группы для изучения возможности транспортировки иранского газа в Европу по украинской территории.
В этой связи Украина высказала заинтересованность в ускорении строительства давно уже проектируемой газовой магистрали Иран-Армения. Сооружение этого газопровода явно затягивается, хотя, например, Армении, полностью зависящей в этом смысле от единственной магистрали, проходящей через Грузию, он остро необходим. Однако найти генерального инвестора ни Тегерану, ни Еревану пока не удалось. Теперь же такая надежда становится более реальной.
Очевидно, что крупные европейские газовые импортеры, особенно Франция и Германия, весьма заинтересованы в том, чтобы лишить Россию ее положения фактического монополиста поставщика газа для Европы. Это вопрос не только и не столько чисто политический или экономический, сколько связанный с обеспечением фундаментальных элементов их собственной энергетической безопасности. Но, разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и стремление Запада поддержать Украину, независимость которой сегодня выглядит в определенной степени уязвимой именно из-за жесткой привязки к российским энергопоставкам и энергетическим инфраструктурам. Известно также, что европейские "тяжеловесы", в особенности Франция, достаточно прохладно относятся к попыткам Вашингтона навязать им некий модус поведения в отношениях с Ираном и развивают торгово-экономическое сотрудничество с этой страной без оглядки на мнение США.
Можно предположить, что достижение конкретных договоренностей между Украиной и Ираном способно всерьез заинтересовать европейских инвесторов и привлечь средства для строительства газопровода из Ирана в Армению с тем, чтобы продолжить эту магистраль до грузинского порта Супса на черноморском побережье, откуда предполагается пустить трубу по морскому дну до Крыма. После этого газопровод можно будет подключить к внутренней украинской сети. С целью ускорения соответствующих работ украинская сторона намерена расширить поставки в Иран нефте- и газодобывающего оборудования.
Очевидно, что подобные планы вряд ли вызовут восторг в Москве, в первую очередь потому, что их реализация ужесточит - и заметно - конкуренцию на европейских газовых рынках. Впрочем, у России не много возможностей действенного влияния на ситуацию. Разве что в ход может быть пущена версия абсолютной ненадежности Украины как транзитного государства. Тем более что оснований для замечаний такого рода в отношении Киева у России имеется с избытком. Параллельно Кремль примет сторону Леонида Кучмы в его противостоянии с оппозицией, дабы сохранить благоприятный фон двусторонних контактов. Однако последние внутриполитические события в Киеве, вполне вероятно, могут стать началом весьма серьезных перемен на политическом Олимпе страны. И даже подчеркнутая демонстрация Москвой своей поддержки действующему украинскому руководству сегодня уже отнюдь не гарантирует, что завтра Кремлю не придется иметь дело с иными фигурами, более хладнокровно относящимися к перспективе развития двусторонних межгосударственных взаимоотношений.