0
1023
Газета СНГ Интернет-версия

13.02.2001 00:00:00

Репатриация: не форсировать события

Анатолий Чехоев

Об авторе: Анатолий Георгиевич Чехоев - заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Тэги: демография, кадры, население


СРЕДИ множества проблем, стоящих сегодня перед Россией, одной из наиболее острых является неблагоприятная демографическая ситуация. Она не только непосредственно затрагивает будущее нации и российской государственности, но может стать серьезным препятствием для прогнозируемого роста экономики.

По мнению ряда экспертов, в течение ближайших двух-пяти лет ведущие отрасли реального сектора экономики будут крайне нуждаться в привлечении квалифицированных работников. Кадровый голод (около 2 млн. человек в год) на высококвалифицированных специалистов - это серьезная угроза для государства.

Мой коллега и товарищ, с которым мы знакомы еще по совместной работе на Съезде народных депутатов СССР, Виктор Алкснис и депутат Светлана Смирнова предлагают решить эту проблему хотя бы частично за счет миграции соотечественников из стран ближнего зарубежья. Не стану отрицать, что поднятые ими проблемы чрезвычайно актуальны и требуют немедленного вмешательства, но не со всеми предложенными методами их решения могу согласиться.

Действительно, бездействие властных структур на протяжении последнего десятилетия привело к тому, что Россия оказалась перед угрозой демографической катастрофы. Сегодня, когда наметились признаки экономического оздоровления, мы ощутили, что скорее всего этот рост некому будет обеспечить. Понятно, что часть специалистов может вернуться на производство из бизнеса, но это не решит проблемы. Ведь нельзя за два-три года восполнить кадровые потери в профессионалах, подготовка которых требует десятилетий.

Поэтому вполне можно предположить, что временное решение этой проблемы следует искать в привлечении квалифицированных рабочих из ближнего зарубежья. Но при этом нет никакой необходимости призывать к массовой миграции соотечественников из стран СНГ. Мы должны отдавать себе отчет в том, что, приглашая в Россию высококлассных специалистов, мы тем самым наносим ущерб не только дружественным государствам, но и самим себе.

Дело в том, что значительная часть русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья, а это, по оценочным данным, около 48 млн. человек, сосредоточена в крупных городах и занята на предприятиях, имеющих тесные экономические отношения с Россией. Массовая миграция этих людей в Россию неминуемо приведет к ослаблению имеющихся хозяйственных связей.

Я полностью поддерживаю политику президента Владимира Путина, направленную на укрепление взаимовыгодных отношений со странами СНГ. Уверен, что Россия должна развивать и углублять сотрудничество со всеми странами СНГ, особенно с такими, как Украина, Белоруссия, Узбекистан и Азербайджан. Потому с точки зрения обеспечения национальной безопасности и укрепления позиций РФ важно, чтобы наши соотечественники в странах ближнего зарубежья оставались активными участниками государственного, экономического и культурного строительства, при этом им должны быть обеспечены равные с местным населением условия для жизни и трудовой деятельности.

Пока же действия российского государства в этом направлении оставляют желать лучшего. Сравните сами: Германия ежегодно тратит 968 марок в год на поддержку одного соотечественника за рубежом, а Россия - только 0,25 копейки. Вывод напрашивается сам собой: на сегодняшний день мы не заинтересованы в резком увеличении миграционного потока. Наша экономика пока не готова к этому. Давайте лучше разберемся с тем, что мы имеем на сегодня.

Приток населения из стран ближнего зарубежья в Россию идет давно - все последние 10 лет и даже больше (прибыли более 8 млн. человек). Однако вопросы миграционной политики нельзя отнести к категории простых. Скажем прямо: в этой области у нас очень много недоработок. Поспешное и непродуманное включение Федеральной миграционной службы в состав Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики только ухудшило ситуацию. Не всегда укрупнение приводит к повышению эффективности.

Мы все еще в долгу перед сотнями тысяч вынужденных переселенцев. А тут еще несколько миллионов незаконных мигрантов из Китая, Вьетнама, Афганистана, африканских стран. Хочется верить, что с выходом России из Бишкекского соглашения ситуация с незаконной миграцией несколько улучшится.

Согласитесь, что жителей республик бывшего Советского Союза нельзя ставить на одну доску с нелегалами из дальнего зарубежья хотя бы потому, что еще недавно они были нашими согражданами. С распадом СССР нарушились сложившиеся к тому моменту политические и экономические связи. Не только у русскоязычных жителей, проживающих в ближнем зарубежье, но и у абсолютного большинства "коренного населения" возник "психологический дискомфорт", вызванный неуверенностью в завтрашнем дне, тревогой за свою судьбу и за судьбы своих родных.

Если в первые годы после распада СССР происходил в основном отток этнических россиян на свою "историческую родину", связанный с надеждой обрести там спокойную жизнь и благополучие, то позже характер исхода заметно изменился. Это уже не те вынужденные переселенцы, для которых мы в свое время разработали и приняли специальный закон. И переезжают в Россию не только этнические россияне, но и представители местных титульных наций. Явление, которое мы наблюдаем сейчас, - это трудовая миграция.

Рабочие-мигранты заняты преимущественно в сфере материального производства: около половины из них - в строительстве, чуть менее трети - в промышленности и сельском хозяйстве, немалая часть - на транспорте. Это активная и молодая часть населения. Среди них немало квалифицированных инженеров и других работников, способных справиться с более сложными техническими задачами, чем таскать кирпичи или крутить баранку. Но в действительности инженеров, ученых, производственных работников из стран ближнего зарубежья Россия встречает весьма холодно. Возникают порой непреодолимые трудности с получением статуса беженца, вида на жительство, гражданства, разрешения на работу. В результате большинство наших бывших сограждан вынужденно соглашаются на случайные работы, и получается, что их потенциал оказывается невостребованным.

Давайте использовать этот ресурс по назначению, проведем перерегистрацию имеющейся квалифицированной рабочей силы и учтем эти данные при составлении новой концепции миграционной политики на 2002-2005 гг., которую разрабатывает Минфедерации РФ. Ведь период до 2005 г. - это последняя возможность поправить экономическое и демографическое положение РФ, в том числе и за счет миграции населения из стран ближнего зарубежья. Но, повторяю, прежде чем заявить о готовности принять ожидаемый контингент в 4-5 млн. человек, необходимо отладить механизм миграционной политики внутри самой России, который позволил бы закрыть существующие сейчас в этой области бреши.

На мой взгляд, приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам (перечисляю в порядке важности):

- обеспечение крыши над головой для всех беженцев;

- создание рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их квалификацией и потребностями России;

- оптимальное использование трудовых мигрантов из стран СНГ исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами;

- прекращение нелегальной миграции.

Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго этапа миграционной политики - привлечению новых переселенцев в РФ. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов.

Понятно, что для обеспечения трудовой миграции необходимы значительные финансовые ресурсы, которых нет у правительства. В этом плане предложение Виктора Алксниса и Светланы Смирновой о создании специального государственно-общественного фонда, который занимался бы не только финансированием, но и разработкой конкретных программ переселенческой политики, представляется весьма своевременным. Пусть и российский бизнес внесет свой вклад в обеспечение условий для роста российской экономики.

Только так, только вместе мы преодолеем очередную угрозу для нашей страны и реально приблизимся к разрешению такого постыдного для современного европейского общества явления, как беженцы и вынужденные переселенцы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1639
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1021
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
739
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1010

Другие новости