Запасы "черного золота" в прикаспийском месторождении Кашаган в Казахстане оцениваются западными экспертами минимум в 10 миллиардов баррелей. Соответствуют этому гигантскому резервуару нефти и аппетиты ведущих мировых компаний, создавших консорциум по освоению природных богатств Казахстана.
В консорциум входят девять участников, в том числе крупнейшая французская компания "Тотальфина-Эльф", которая, как и каждый из четырех других главных партнеров из США, Великобритании, Японии и Италии, имеет 14,3% акций. Впрочем, хотя участники этого предприятия и считаются партнерами и уже вложили в него ровно миллиард долларов, они ведут между собой ожесточенную борьбу за первенство в консорциуме. Опытные в таких делах бизнесмены прекрасно понимают, что месторождение представляет собой уникальную возможность не только для сказочного обогащения, но и для диктата на мировом нефтяном рынке. Ведь согласно прикидкам здесь можно будет добывать свыше двух миллионов баррелей нефти ежедневно.
И каждый партнер стремится уже сейчас урвать кусок побольше, поскольку впоследствии, когда заработают скважины, это сделать будет трудно, да и акции значительно возрастут в цене. Так что суть соперничества - в захвате лидерства. Сделать это можно только путем приобретения самого крупного пакета акций.
На днях стало известно, что в этой борьбе, судя по всему, побеждают французы. Компания "Тотальфина-Эльф" договорилась с "Бритиш петролеум" о приобретении у нее принадлежащей ей доли акций в размере 9,5%. Сделка в финансовом отношении весьма солидная: французы выкладывают 400 миллионов долларов и становятся таким образом основными участниками консорциума, имея 23,8% акций. Причину своего выхода из игры англичане объясняют тем, что столь небольшая доля участия в совместном предприятии не сулит, с одной стороны, значительных прибылей, с другой - отодвигает их на задний план при распределении голосов. В этом, безусловно, есть немалая доля истины. Однако, как стало известно корреспонденту "НГ", французы энергичнее других стремились встать во главе консорциума и хорошо поработали в этом направлении, заплатив англичанам значительно больше нынешней стоимости их пакета акций. В общем, они добились того, чего хотели. В перспективе инвестиции в Кашаган, вне всякого сомнения, будут возмещены сторицей.
Но прежде чем до этого дойдет дело, международному консорциуму предстоит много хлопот и трудов. На сегодня вся его деятельность находится в стадии рекогносцировки, исследований, расчетов. Руководитель побывавшей на месте группы специалистов Жак Китовер рассказал корреспонденту "НГ" о тех трудностях, с которыми они столкнулись и которые выходят далеко за пределы привычных для нефтяников проблем. Дело в том, что залежи нефти расположены в зоне природного заповедника и все работы по ее добыче должны производиться строго в соответствии с нормами по защите окружающей среды и требованиями экологической безопасности. В этом месте глубина Каспийского моря составляет всего несколько метров, но случаются сильнейшие штормы, и поэтому предстоит соорудить целую гряду искусственных островов для размещения нефтяных вышек. Но и это полдела. Самые сложные проблемы возникают в зимнее время, когда прибрежная часть моря сковывается льдом, а весной начинается ледоход, который легко может снести все эти сооружения...
Исследования нефти показывают, что она неплохого качества, но сильно насыщена газом и содержит значительное количество серы, что также создаст немалые технические трудности. Не решен пока и главный вопрос: куда переправлять добываемую нефть, где прокладывать нефтепровод? Один вариант - через территорию Турции к Средиземному морю, как настаивают Анкара и Вашингтон. Существует другой проект: проложить трубы к портам Черного моря через Россию, чего весьма желает и добивается Москва. Но есть и еще один, самый экономичный вариант: тянуть нефтепровод через Иран в район Персидского залива. Окончательное решение в скором времени будет принято французской корпорацией, утверждающейся во главе консорциума по добыче казахской нефти.
Париж