Как известно, на минувшей неделе секретарь Совета безопасности РФ Сергей Иванов, выступая на международной конференции в Мюнхене, озвучил новые подходы Москвы к участию в Содружестве Независимых Государств (см. выше).
Сенсационность заявлений секретаря Совбеза заключается в том, что впервые за год правления Владимира Путина Москва официально подтвердила: на процессе искусственной интеграции в рамках СНГ, когда все издержки автоматически относились на счет России как естественного ядра и неформального центра Содружества, поставлен жирный крест. "Любое взаимодействие должно быть взаимовыгодным, иначе оно может породить новые противоречия", - таков провозглашенный устами Сергея Иванова новый принцип Москвы во взаимоотношениях со странами СНГ.
Между тем такой подход к функционированию Содружества, который не может не вызвать легкий ропот в стане тех государств, где привыкли свои внутренние проблемы "списывать" на несовершенство СНГ, еще 6 лет назад был провозглашен президентом Туркменистана. Сапармурат Ниязов заявил о том, что возглавляемое им государство берет курс на нейтралитет, а Содружество рассматривает как полезный и необходимый консультативный механизм, в рамках которого приоритет должен быть отдан развитию прямых двусторонних связей. При этом Туркменбаши не отрицал возможности участия в многосторонних соглашениях, если таковые отвечают национальным интересам его страны.
Туркменистан выстраивал связи с каждым конкретным членом Содружества исходя из своих национальных интересов. Ашхабад не вошел ни в Договор о коллективной безопасности, ни в единое таможенное пространство, проигнорировал сотни документов, которые, как показало время, так и не заработали. Самый свежий пример - зона свободной торговли. С самого начала Ниязов дипломатично отверг эту идею, заявив, что Туркменистан - в случае успешного ее действия на практике - рассмотрит вопрос о возможном вхождении в нее. Теперь, в свете заявлений Сергея Иванова, такой вопрос Ашхабаду рассматривать в обозримом будущем, видимо, не придется┘
"Отношение к СНГ должно быть спокойным и прагматичным одновременно: страны-участницы могут сотрудничать в тех сферах и в тех формах, где это отвечает их интересам", - эту формулу, выведенную Сапармуратом Ниязовым еще 6 лет назад, Ашхабад наполняет конкретным содержанием на двустороннем уровне. И не без успеха, чему подтверждением стало, например, развитие связей с Украиной.
По мнению некоторых наблюдателей, Ашхабад и Киев в последнее время демонстрируют для всей остальной части Содружества своеобразную модель двустороннего сотрудничества, которая в значительной мере могла бы на перспективу составить каркас более надежной конструкции СНГ в целом. Как отмечает интернет-газета Turkmenistan.ru, "прямые связи между двумя этими входящими в Содружество государствами обрели наконец если не характер, то хотя бы элементы цивилизованного партнерства, и не в последнюю очередь благодаря твердо проводимой туркменским лидером линии на развитие отношений не по принципу деклараций о "вечной дружбе", а исходя из конкретной взаимной пользы".
В самые трудные для Украины годы (середина 90-х) Туркмения поставляла ей природный газ практически бесплатно, выступая де-факто самым крупным кредитором украинской экономики. Сейчас Киев выплачивает старые задолженности, не имея в этом плане претензий со стороны Ашхабада, но новые долги, по обоюдному согласию сторон, решено не плодить. Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов и президент Украины Леонид Кучма договорились о необходимости строить новую систему взаимоотношений, в основе которой строгое следование взятым на себя обязательствам. И согласие президента Украины на довольно жесткую схему взаиморасчетов за поставки в период с начала декабря прошлого до конца текущего года 35 млрд. кубометров туркменского газа (предоплата плюс резервный аккредитив), как бы трудно оно ему ни далось, вынудило Киев играть по новым правилам. Более того, эта схема, думается, на руку и самому Киеву, ведь она серьезно укрепляет деловой имидж Украины на мировом рынке.
Третий месяц "газовое" сотрудничество Киева и Ашхабада базируется на новых принципах (уже поставлено почти 6 млрд. куб. м газа), и, судя по всему, стороны довольны таким партнерством. На прошлой неделе это констатировалось на встрече туркменского президента с украинской делегацией во главе с руководителем НАК "Нефтегаз Украины" Вадимом Копыловым. Было решено не только увеличивать в перспективе объемы закупок газа, но и расширить участие украинских специалистов в совместных инвестиционных проектах. Опыт уже есть: к настоящему времени только Сумское машиностроительное научно-производственное объединение имени М.В. Фрунзе и украинское Акционерное товарищество освоили на объектах нефтегазового комплекса Туркменистана более 400 млн. долл. На этот раз договорились о том, что украинские фирмы построят в столице Туркмении не имеющий пока в СНГ аналогов подземный дренажно-коммуникационный тоннель протяженностью первого этапа 12 км и диаметром 5 м. Еще одним совместным проектом в ближайшее время станет освоение выпуска по украинской технологии труб диаметром 1,2-1,5 м на Безмеинском заводе железобетонных конструкций.
По сведениям из информированных источников, в ходе намеченного на май текущего года официального визита в Киев Сапармурата Ниязова ожидается подписание межгосударственного украино-туркменского договора о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Пока еще не определено, на какой срок он будет заключен - на 5 или 10 лет, да это, собственно, и не суть важно. Главное, что две страны сделают еще один шаг по пути партнерства, в котором нет деления на "старших" и "младших", нет постоянных сетований на несовершенство СНГ, а главными критериями являются доверие и взаимная выгода. Ровно то, на чем акцентирует теперь свое внимание и Москва.