Вчера специальный корреспондент "НГ" Вадим Соловьев передал из Мюнхена некоторые подробности заявлений, сделанных там секретарем российского Совета безопасности Сергеем Ивановым относительно нового взгляда Москвы на постсоветское пространство и на такую структуру, как СНГ. Иванов откровенно признался, что за истекший год произошло определенное переосмысление основных направлений российской политики в СНГ. Стало ясно, что ускоренное развитие Содружества в полноценное интеграционное объединение в ближайшей перспективе невозможно. Перед Кремлем выросла дилемма - продолжать рассматривать интеграцию на постсоветском пространстве как абсолютную ценность, оправдывающую едва ли не любые затраты и уступки партнерам, или перейти к прагматическому курсу. Задолженность стран СНГ перед Россией только по государственным кредитам с учетом просроченных платежей по процентам составляет более полутора миллиардов долларов. Общая же сумма задолженности - более 5,5 млрд. долл. Выбор сделан в пользу обеспечения интересов национальной безопасности России главным образом через развитие двусторонних отношений со странами СНГ.
С тем из партнеров, кто проявляет соответствующую готовность, продолжал далее Сергей Иванов, Россия развивает более тесное сотрудничество. Любое взаимодействие должно быть взаимовыгодным, считают в Кремле. В сочетании общеинтеграционных устремлений с активизацией двусторонних связей заключается суть обновленной модели поведения России в рамках СНГ.
Эта политика, по мнению российского Совбеза, уже дает положительные результаты в рамках общей борьбы с терроризмом в Центральной Азии и Чечне. Очередной успех - выдача властями Азербайджана двух террористов, повинных во взрывах жилых домов на территории России. В скором времени вся банда из семи чеченских преступников предстанет перед судом. И все же силы противостоят немалые - по данным Совбеза РФ, поддерживаемые Пакистаном талибы создали в Афганистане порядка 30 лагерей. В них проходят подготовку боевики из центральноазиатских, арабских, западноевропейских стран. О тесном сращивании международного терроризма с организованной преступностью и наркобизнесом свидетельствует хотя бы тот факт, что только в 2000 году российскими пограничниками при попытке переправки через афгано-таджикскую границу изъято более трех тонн наркотиков. И немалая их часть предназначалась для распространения именно в странах Европы.
Таково в наиболее общих чертах новое видение Кремлем места и роли стран СНГ в складывающейся сейчас внешнеполитической конфигурации. По существу, это видение прямо отрицает те документы (Декларация об образовании СНГ, Стратегический курс России по отношению к государствам СНГ) и идеи, которые доминировали в Москве с момента образования Содружества Независимых Государств и вплоть до ухода Бориса Ельцина с поста бессменного председателя Совета глав государств СНГ в январе 2000 года. Одновременно можно сказать, что идеи, озвученные только что в Мюнхене Сергеем Ивановым, прямо вытекают из стратегических разработок Германа Грефа, утверждавших необходимость перехода в экономических отношениях с бывшими союзными республиками к нормам, рекомендуемым ВТО.
Если обратиться к более общедоступному языку, то все это означает неминуемую утрату Россией все еще остающихся рычагов экономического давления на страны СНГ, поскольку все без исключения государства, с которыми Москва ранее перешла от особых экономических отношений к рекомендуемым международными организациями, очень быстро были потеряны и как рынки сбыта, и как источники сырья. (Последний пример - Туркмения, до этого можно вспомнить, скажем, о Болгарии.) Происходит все довольно быстро - вне особых отношений в действие вступает диктат США, других стран Запада и контролируемых ими международных финансовых институтов, которые вкупе формируют режим свободной конкуренции товаров и услуг и очень быстро оттесняют российских производителей и потребителей.
В политическом же смысле унификация взаимоотношений с ближайшими соседями под евростандарт означает переход к режиму свободной политической конкуренции, чего давно добивается администрация США, никогда не признававшая термина СНГ и применявшая обобщающее выражение "новые независимые государства". Требование о свободной конкуренции на постсоветском пространстве озвучивали практически все ответственные лица клинтоновской администрации, начиная от посла по особым поручениям Стивена Сестановича и вплоть до самого Билла Клинтона. Теперь с этим требованием соглашается Кремль, действуя при этом в интересах некоего "прагматизма"...
Что же до соответствия подлинного прагматизма с объявленным курсом на развитие в первую голову двусторонних отношений, то лишение Москвой самой себя инструмента в виде международной организации выглядит абсолютно непрагматичным шагом. Уже хотя бы потому, что лишает несколько десятков миллионов граждан постсоветского пространства возможности чувствовать себя свободно и спокойно на большей части территории бывшей великой страны. Теперь становится очевидным, что защита внутреннего рынка России от некоего демпинга со стороны ближайших соседей неизбежно должна привести к распространению визового режима на все государства СНГ. Что автоматически выводит на повестку дня следующий в очереди вопрос.
А именно: зачем нужен Договор о коллективной безопасности, если можно ограничиться двусторонними соглашениями? Уверен, что этот вопрос будет поставлен в связи с наступившей политикой псевдопрагматизма, и поставлен очень скоро. И опять кремлевские аналитики приступят к изобретению велосипеда в области международных отношений. Аксиоматично, что двусторонние соглашения ни в коем случае не отменяют необходимости многостороннего сотрудничества - в России же решили, что одно противоречит другому. Фактически тезисы Сергея Иванова в превращенной форме являются повторением политических идей НАТО по отношению к самой России - любые формы двустороннего сотрудничества с Москвой альянсом приветствуются, кроме включения РФ в структуры многостороннего сотрудничества.
Как отразятся объявленные похороны многосторонней постсоветской интеграции на имидже России, объяснять вряд ли требуется - только как признание собственной слабости. Таким же образом произойдет и формирование новых двусторонних межгосударственных отношений - наши старые новые партнеры теперь очень долгое время будут исходить из того факта, что Кремль проявил слабость, пойдя по пути упразднения Содружества, которое десять лет объявлялось важнейшим инструментом интеграции. Соответственно, многие партнеры, задействованные сегодня в других многосторонних структурах типа того же ДКБ, равно как и только недавно с помпой созданного Евроазиатского экономического сообщества, теперь будут ожидать, что и эти структуры будут названы Москвой неперспективными. То есть и от ЕАЭС вряд ли следует ждать интеграционных откровений.
Отдельный вопрос в связи с прагматизмом и интеграционной ревизией - судьба Союзного государства России и Белоруссии. Конечно, если следовать логике неопрагматиков, здесь России следует посчитать деньги для будущей интеграции - но суммы столь неприятно поразят российских тактических стратегов, что движение к Союзу будет фактически надолго приостановлено.
Как отказ от реальной интеграции скажется на экономике России через год, три, пять, семь лет? По-видимому, опыт распада СССР и "схлопывания" рынков уже преодолен "прагматиками" в полной мере, и имеются новейшие рецепты выживания и прогресса в одиночку. Только на это и надеемся.