ПИКЕТ у посольства Грузии в Москве - большая редкость в отличие от выступлений протеста у российского дипломатического представительства в Тбилиси. Да и в самом деле, чего россиянам или московским грузинам требовать от тбилисских властей? Другое дело в Грузии, где Россию считают виновницей всех бед последнего десятилетия. По большому счету политических выступлений хватает и в российской, и в грузинской столицах, но в последней митинги практикуются не только как средство давления народа на свое руководство - здесь сама правящая партия использует их как средство давления на Москву. За примерами далеко ходить не надо - недавний пикет у посольства России в Тбилиси, организованный Союзом граждан Грузии, где митингующие возмущались введением визового режима. Эта акция вызвала крайнее недовольство Москвы. Посла Грузии в РФ Зураба Абашидзе даже вызвали на Смоленскую площадь, заявили ему "решительный протест", назвав акцию в Тбилиси антироссийской, и потребовали пресечь недружественные выступления. Наиболее активна в плане организации акций протеста молодежная организация Союза граждан: вспомнить хотя бы 10-тысячный митинг двухлетней давности в селе Рухи Зугдидского района у центрального автомобильного моста через реку Ингури.
И вот теперь в Москве решили взять на вооружение методы борьбы грузинских властей. В понедельник у здания посольства Грузии в Москве в Малом Ржевском переулке пройдет митинг, участники которого намерены также выразить свое негативное отношение к введению визового режима. Судя по тому, что акция будет проведена у диппредставительства, протест, видимо, будет выражен не российским властям, принявшим решение о выходе из Бишкекского протокола и отказавшимся подписывать двустороннее соглашение о безвизовом передвижении, а грузинскому руководству, спровоцировавшему на это Кремль.
В посольстве Грузии корреспонденту "НГ" подтвердили, что им звонили из правительства Москвы и уведомили о проведении этой акции. Грузинские дипломаты дали понять, что не в восторге от решения московских властей, но противостоять выступлению, где неизбежно прозвучат упреки в адрес официального Тбилиси, не могут. В управлении по работе с правоохранительными органами правительства Москвы подтвердили, что дали разрешение на проведение митинга, хотя и не с первого раза (поначалу неправильно была оформлена заявка). В качестве подателя оной назвали некую Кантараию Раису Михайловну, но можно предположить, что за спиной хрупкой дамы высятся могущественные фигуры грузинских коммунистов. По неподтвержденным данным, на митинг планирует прибыть первый секретарь Центрального комитета Единой коммунистической партии Грузии 75-летний генерал в отставке Пантелеймон Георгадзе, известный своей страстью к организации такого рода мероприятий. Обычно акции, организуемые грузинскими патриотическими силами, в отличие от, например, звиадистских, проходят довольно мирно, но весьма экстравагантно. Коммунисты любят отмечать дни рождения и смерти Сталина, недавно даже приняли постановление о его партийно-политической реабилитации. Сына главного грузинского патриота экс-главу службы безопасности Игоря Георгадзе в Тбилиси тоже не без оснований подозревают в симпатиях к России. До недавнего времени чувства были взаимными. Эдуард Шеварднадзе не раз обвинял "определенные круги в России" в покровительстве Игорю Георгадзе, которого в Тбилиси считают организатором одного из многочисленных покушений на президента Грузии, а также "всем тем силам, которые борются против нынешнего законного руководства республики".
"Покровительство террористам, подстрекательство тех, кто борется за свержение нынешнего руководства Грузии, укрывательство на своей территории террористов и государственных преступников из другой страны противоречит тем принципам", которые Шеварднадзе и Ельцин "сформулировали и отразили в Большом рамочном договоре, подписанном в феврале 1994 года в Тбилиси", - говорил, возмущаясь дружбой Москвы и Георгадзе, президент Грузии. Недавно решили подписать новый договор - будут ли там отражены эти принципы?
Справедливости ради стоит сказать, что российские руководители в лице министров внутренних дел сначала Сергея Степашина, а потом Владимира Рушайло многократно опровергали факт укрывательства Георгадзе на российской территории, а также предположения о его визитах в Москву в составе, скажем, делегации МИД Сирии под вымышленной фамилией. Не появится ли замаскированный Игорь Георгадзе и на митинге у грузинского посольства в понедельник?
Когда-то, говоря о нем, Степашин заявил, что эту тему нужно "поставить в качестве очень серьезного вопроса и на уровне МИДа, и на уровне нашего министерства по СНГ. Нельзя Москву превращать в плацдарм действий достаточно широкомасштабных политических и иных партий, которые, по сути дела, не только критикуют, но и ведут подрывную работу против своих государств". Не изменилась эта ли позиция российского руководства?