После долгих лет ни к чему не обязывающей говорильни сделан наконец первый реальный шаг к разработке механизма защиты прав наших соотечественников в ближнем зарубежье. Недавно комитет общественных и межрегиональных связей правительства Москвы при содействии московского отделения государственно-общественного фонда "Россияне" и адвокатского бюро по защите прав соотечественников "Мир" провел круглый стол с участием юристов, адвокатов и представителей русских общин из стран СНГ и Балтии. В работе круглого стола участвовали представители Госдумы, ряда российских министерств и ведомств, что сделало обсуждение проблем бурным, но полезным.
Не секрет, что одна и та же реальность воспринимается по-разному московскими чиновниками и теми людьми, которые погружены в конкретную ситуацию в странах СНГ, а потому особенно остро воспринимают чиновничье желание сгладить все острые углы между Россией и ее партнерами по СНГ. Между этими двумя полюсами и находятся адвокаты, уже владеющие навыками "миротворческой деятельности" в этой сфере: их дело - защищать конкретного человека с учетом законодательства конкретной страны СНГ, ее двусторонних отношений с Россией - и по возможности лишить эту защиту налета политиканства. Что, как мы помним, не удалось сделать российскому адвокату, руководителю бюро "Мир" Александру Замоте, пытавшемуся при поддержке российского парламента на основании двусторонних соглашений России и Казахстана и общепринятых международных норм защитить российских граждан в Усть-Каменогорске. Поэтому именно г-н Замота стал инициатором встречи со своими коллегами из стран СНГ и Балтии, чтобы совместно обсудить деловые связи как по вертикали, так и по горизонтали. Речь идет о том, чтобы вокруг бюро "Мир", уже имеющего опыт в защите прав соотечественников, создавать филиалы в странах Содружества. Безусловно, филиалы эти могут работать вполне самостоятельно, но координация действий - от совместных консультаций до учебы кадров - просто необходима. При этом главным остается вопрос финансирования.
Некоторые из участников круглого стола решительно высказались против государственного финансирования - по той причине, что в этом случае государство будет поддерживать прежде всего государственных или начинающих адвокатов, чей профессиональный уровень вызывает подчас большие сомнения. Вместе с тем разработка проекта специальной конвенции Содружества в области защиты прав соотечественников - с учетом мнения адвокатов, живущих в этих странах, - представляется весьма своевременной. Ибо еще десять лет пламенно рассуждать о защите прав, ничего конкретно не делая, - значит навсегда похоронить саму идею.
Как считает Александр Замота (возглавляющий пока единственное в СНГ адвокатское бюро по защите прав соотечественников), механизм такой защиты должен быть простым, основанным на международной практике, а также обеспечивать равные права по защите соотечественников и России, и ее партнерам по СНГ. По его мнению, надо сделать работоспособными те соглашения о правовой помощи, которые уже заключены между Россией и странами СНГ, а еще лучше - заключить специальное соглашение об оказании именно адвокатской помощи на территории всего Содружества, чтобы любой житель СНГ в случае необходимости мог обратиться именно к тому адвокату, которому он доверяет. Схема такой защиты должна быть проста: человек обращается в консульство своей страны, а консульство связывает его с представителями отечественной адвокатуры. Политические выгоды такой схемы очевидны: во-первых, местные органы правосудия и следствия уже трудно будет обвинить в предвзятости или выбивании показаний недозволенными средствами, а во-вторых, защита будет юридически профессиональной, что установит и должный уровень доверия между странами.
Адвокаты России и стран СНГ, пожалуй, первыми пришли к выводу, что защиту прав соотечественников пора выводить за скобки сиюминутной политической конъюнктуры. В то же время российской власти следует прислушаться к мнению заведующей сектором мировых диаспор Дипакадемии МИД РФ Татьяны Полосковой о том, что Россия, как Германия и Израиль, как многие страны СНГ (Молдавия, Азербайджан, Украина), должна внятно заявить о том, что она поддерживает русскую диаспору во всех странах ее проживания, рассматривая ее как часть России, неразрывно связанную с ней многими узами - духовными, культурными, политическими.