"Паспортная" проблема в последние десять лет стала едва ли не главной головной болью для жителей бывшего Союза. Недавно она еще более осложнилась, причем действия властей, приведшие к этому, как обычно, были направлены на облегчение жизни людей, а привели к совершенно противоположному результату.
С 5 декабря 2000 г. Россия прекратила участие в Бишкекском соглашении о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников. В условиях отсутствия двусторонних договоренностей по этому вопросу и в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" для граждан Грузии автоматически был введен полномасштабный визовый режим, однако это не коснулось жителей Абхазии и Южной Осетии, которым для получения визы нужно было бы ехать в Тбилиси. В Москве объяснили это тем, что не ставили целью отгородиться от Грузии и создавать дополнительные сложности людям, будь то русские, грузины, абхазы, осетины, и визовый режим не был введен на "спокойных" участках границы.
Российским пограничникам, несущим службу на абхазском и югоосетинском участках границы, был "спущен" соответствующий циркуляр, благодаря чему жители Южной Осетии и Абхазии почти беспрепятственно пересекали КПП. Приключения начинались, когда они попадали на российскую территорию, - зарегистрироваться, получить вид на жительство или гражданство оказалось практически невозможно. В Москве у них возникали проблемы с регистрацией. Дело в том, что у большинства жителей Абхазии и Южной Осетии старые советские паспорта, которые уже документами не являются. Кроме того, их воспринимали в качестве граждан Республики Грузия и отправляли из паспортного стола (где получают регистрацию граждане РФ и государств, с которыми она имеет документы о безвизовом передвижении) в ОВИР, где, в свою очередь, требовали визы, приглашения и др. документы, которыми должны обладать иностранцы на территории РФ, коих ни у абхазов, ни у осетин, естественно, нет, а главное - и быть не может. "Лица кавказской национальности" знают, что без бумажки в Москве не проживешь, а чтобы постоянно откупаться, нужно очень много денег. Многим приходится уезжать из столицы, тем более что на периферии, по данным "НГ", обстановка для них более благоприятна. Возможно, это объясняется тем, что для региональных паспортных служб достаточно устного распоряжения, согласно которому жители Абхазии и Южной Осетии являются "особой категорией", а для московских - нужен некий циркуляр. В течение полутора месяцев, с момента введения визового режима, такового не поступало, что заставило задуматься о политическом мотиве бездействия российского правительства - оно-де держит руководство Грузии на крючке и за его хорошее поведение может отменить визовые льготы для абхазов и южных осетин или же, наоборот, ввести их для жителей Грузии. Однако заместитель председателя думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Анатолий Чехоев сообщил "НГ", что обратился в МВД Москвы, где его заверили, что "разослали во все районные отделы внутренних дел требование прекратить эту практику".
Кстати, имея в виду неизбежность подобных коллизий, Армения, например, решила выдавать жителям Нагорного Карабаха армянские паспорта, поскольку азербайджанских документов у них быть не может, а лицам без гражданства житья нет нигде.
Таким образом, в смысле пересечения границ абхазы и осетины приравнены к гражданам других стран СНГ, имеющих безвизовый режим с РФ, в смысле же регистрации, гражданства или вида на жительство они приравниваются (или до последнего времени приравнивались) к грузинам, французам или украинцам.
Все дело в том, что, как уже писала "НГ", с 1 октября прошлого года российское законодательство уравняло в правах граждан бывших советских республик с гражданами дальнего зарубежья. И теперь на 2 млн. наших бывших соотечественников, постоянно или временно проживающих на территории России, распространяется действие еще советского закона двадцатилетней давности об иностранных гражданах. Теперь они должны регистрироваться как иностранные граждане. Те же, кто, являясь гражданином государства - члена СНГ, постоянно проживает на территории нашей страны, могут получить вид на жительство в добавление к своему национальному заграничному паспорту.
Вся эта история достаточно запутанна с законодательной точки зрения - приняв в 1992 году закон, облегчающий принятие российского гражданства бывшими советскими гражданами, тем самым между ними и гражданами дальнего зарубежья сделали юридическое различие. Сейчас это различие как бы ликвидировали. Но именно как бы.
Закон "О гражданстве Российской Федерации" от 1992 года предусматривал упрощенный порядок принятия гражданства для жителей СНГ, но срок этого закона истек в начале этого года. Однако вскоре Госдума должна рассмотреть законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О гражданстве", подготовленный в связи с истечением предусмотренных указанным законом сроков приобретения российского гражданства в порядке регистрации.
В соответствии с законом о гражданстве граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств бывших советских республик, а также прибывшие для проживания на территории РФ после 6 февраля 1992 г., могли прибрести гражданство РФ в порядке регистрации, если они до 31 декабря 2000 г. выразят соответствующее желание. В связи с прекращением 31 декабря 2000 г. действия пункта "г" статьи 18 закона о гражданстве значительная часть наших соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, с 1 января 2001 г. оказалась лишенной права на приобретение российского гражданства по упрощенной схеме - в порядке регистрации. Это обстоятельство и вызвало необходимость в подготовке и внесении в Государственную Думу проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон о гражданстве". Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон о гражданстве" позволит продлить до 31 декабря 2005 г. срок действия упрощенного порядка приобретения гражданства для круга лиц, определенного в предлагаемой новой редакции пункта "г".
Разработчики закона утверждают, что его принятие и реализация не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. Совет Госдумы решил направить законопроект о внесении изменений в комитеты, комиссии и депутатские объединения, президенту Путину, в Совет Федерации, в правительство, в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для подготовки предложений и замечаний, а также на заключение в правовое управление аппарата Госдумы. Отзывы, предложения и замечания можно представить в думский комитет по делам СНГ до 15 февраля. Совет Думы рекомендовал включить указанный законопроект в примерную программу законопроектной работы парламента на март.