Согласно результатам социологического опроса, лидирующие позиции в рейтинге ведущих политических организаций и движений по-прежнему занимают пропрезидентский Союз граждан Грузии и политический блок - союз "Возрождение", возглавляемый главой Верховного Совета автономной Аджарии Асланом Абашидзе. Разница, однако, состоит в том, что "Возрождению" в общественном сознании отведена самая верхняя строка, а "гражданам" - вторая. В принципе это неудивительно, если учесть очевидную несостоятельность правящей партии, не сумевшей пресечь углубление экономического кризиса, разгул коррупции и осложнение социальных обстоятельств. Куда более удивительным, учитывая ментальные особенности грузинского общества, сложившиеся под влиянием национального движения за последние десятилетия, представляется неожиданное "выдвижение" коммунистов, рейтинг которых превысил 10% и позволил им выйти на третье место. Причина успеха коммунистов - в явно неблагоприятном социальном фоне, вызывающем в обществе определенные ностальгические настроения. Примечательно, что Единая компартия Грузии (ЕКП) опередила всех остальных левых - к примеру, социалистов, представленных в парламенте, и лейбористов.
В декабре прошлого года и январе нынешнего компартия отличалась подчеркнутой активностью. Она приступила к осуществлению "марафонского мероприятия", начав проведение встреч с представителями населения различных районов Грузии. Поиск единомышленников стартовал в Кахетии, а затем встречные митинги состоялись в Гори - на родине Иосифа Сталина - и в Тбилиси. Лидер ЕКП Пантелеймон Георгадзе сообщил, что его партия приступила к сбору подписей в пользу вступления Грузии в Союз России и Белоруссии. Георгадзе заявил, впрочем, что эта затея во многом лишена смысла, поскольку для властей результаты опроса не будут иметь никакого значения даже в том случае, если за вступление в этот союз выскажется большинство населения. Исходя из этого, руководство компартии Грузии приняло решение о проведении нового опроса. Теперь респондентам надо будет ответить на вопрос: как они относятся к деятельности правящей партии и ее результатам? Организаторы этого референдума, таким образом, нашли более простой способ насолить властям. Далеко не каждый из граждан, недовольных состоянием экономики и жизни в собственной стране, может утвердительно ответить на первый вопрос. В этом случае даже массовое недовольство отсутствием нормальных условий жизни необязательно рассматривать как основание для вступления в российско-белорусский альянс. Другое дело - конкретный вопрос, предполагающий столь же конкретный и неизбежно малоприятный для правительства ответ, однозначно отражающий картину всеобщего непризнания.
Коммунисты, совершая свои вояжи по стране, действуют не в одиночку, а совместно с представителями 18 партий и организаций, объединенных в так называемое национально-патриотическое движение. Пантелеймон Георгадзе, которого грузинская политическая элита не привыкла воспринимать как серьезную политическую фигуру - в основном по причине его принадлежности к партии, считающейся одиозной и потому не обладающей влиянием, заявляет, что коммунисты Грузии ведут свою борьбу не столько за возвращение коммунизма, сколько за возвращение людям человеческого достоинства. Эту идею разделяют сегодня многие из тех, кто не представляет Грузию коммунистической, но не хочет видеть ее и совершенно обездоленной. Глава Единой компартии абсолютно не верит в позитивные перемены при нынешнем политическом руководстве. Состояние экономики он оценивает как результат целенаправленного спада производства, сознательного разворовывания западных кредитов и нежелания созидательно работать.
В ходе турне по городам Кахетии, где местные власти с опасением наблюдали за выступлениями ораторов-коммунистов, критиковавших президента, депутатов и министров, лидеры ЕКП и других левых движений самым умным и дальновидным грузинским политиком за последние три века провозгласили царя Кахетии Ираклия Второго, который сделал, по словам Георгадзе, самое великое для Грузии дело, испросив покровительства у России и заключив Георгиевский трактат. Глава ЕКП обращает внимание аудитории прежде всего на то обстоятельство, что царь хоть и не был коммунистом, но это не помешало ему увидеть в России подлинного друга, заступника и стратегического партнера. По словам Георгадзе, не имеет решающего значения, кто именно вернет Грузию на "путь истинный" - коммунисты или правящая партия, правые, левые или центристы. Главное, считает он, чтобы это случилось.
Тбилиси