0
1644
Газета СНГ Интернет-версия

27.01.2001 00:00:00

Азербайджан-Россия: В человеческом измерении

Афранд Дашдамиров

Об авторе: Афранд Фирудин оглы Дашдамиров - профессор Российской академии государственной службы при президенте РФ, академик Академии наук Азербайджанской Республики.

Тэги: азербайджан, россия, отношения


азербайджан, россия, отношения

Азербайджанско-российские отношения - многомерная реальность, вобравшая в себя широкий спектр экономических, политических, военно-стратегических и иных вопросов. Но как бы ни были важны для Москвы и Баку проблемы нефти и газа, раздела Каспия, военные интересы, внешнеполитические приоритеты - к этому российско-азербайджанские отношения не сводятся. Ибо на другой чаше весов - гуманитарное, человеческое измерение.

Между двумя историческими вехами - 1805 г. (начало присоединения к Российской империи азербайджанских ханств) и 1991 г. (распад СССР) - огромный пласт истории. Происходившие в течение двух веков социальные процессы и политические события, прорывы на различных направлениях общественной, духовной жизни и попятные этносоциальные движения, выдающиеся достижения культуры и прискорбные социально-политические явления, процессы сближения и моменты отчуждения, взаимного непонимания - все это подвергалось различным, порой взаимоисключающим оценкам, выпячиванию одних сторон и замалчиванию других.

К сожалению, в последние годы произошла очередная смена стереотипов. Теперь вместо прежних представлений о российско-азербайджанских отношениях, оценивавшихся в соответствии с советской казенной пропагандой в возвышенно-патетических тонах, появилось немало публикаций, заявлений, освещающих эти же отношения в конфронтационном духе, напоминающем риторику времен холодной войны.

Нам надо заново научиться отличать зерна от плевел, чтобы не отождествлять настроения народа с политикой правительства, которое от его имени может вершить недобрые дела, не допускать отождествления подлинно национальных интересов с их амбициозными интерпретациями со стороны своих и чужих политических элит. Научиться, наконец, отстаивая свои национальные приоритеты, учитывать интересы своих партнеров и соседей.

Мне кажется это лучшим противоядием против многих негативных стереотипов и синдромов в азербайджанско-русских отношениях. Они ведь не проходят бесследно, застревая в исторической памяти народа - синдромы, порожденные различными факторами: бюрократической иерархией, разделявшей народы СССР на "старших" и "младших" братьев; идеологическим насилием над религиозными чувствами, национальным менталитетом народа, его исторической памятью; жесткой регламентацией национальной жизнедеятельности.

Сюда же относится и односторонняя позиция бывшего союзного Центра в карабахском вопросе, искаженные представления российской общественности о подлинных причинах конфликта вокруг Нагорного Карабаха, вызвавшего волны этнической нетерпимости.

Отсюда и недоверие, отчуждение, тяжелым грузом наложившиеся на сознание и взаимоотношения немалой части азербайджанцев и русских. Многих, к сожалению, этот груз делает близорукими, мешая свободному и заинтересованному взгляду на современные реальности.

Затронутая тема - это вопрос национального самосознания наших народов, освобождения их от груза негативных стереотипов. Лишь избавляясь от них, массовое национальное сознание русских и азербайджанцев может активно влиять на процессы обновления азербайджанско-российских отношений, их ориентацию на общую стратегическую перспективу.

Почти десять лет мы живем в суверенных государствах, у каждого из них свои национальные интересы, внешнеполитические приоритеты, которые далеко не всегда совпадают. И все же вопреки пророчествам некоторых доморощенных и зарубежных оракулов и подстрекателей наши страны и народы и сегодня связаны человеческими, духовными, культурными узами, экономическими отношениями, деловыми интересами.

И сегодня нити межэтнических и социально-этнических, этнокультурных, конфессиональных, языковых связей продолжают оставаться органической частью жизни многих сотен тысяч азербайджанцев и русских. Но сама эта жизнь в корне изменилась, возникла совершенно новая историческая ситуация, новая геополитическая реальность, не имеющая во многих отношениях аналогов в историческом прошлом.

Изменилась даже география русско-азербайджанских отношений. Если в прошлом, говоря о непосредственных азербайджанско-российских контактах в массовых масштабах, мы связывали их прежде всего с живущими в Азербайджане русскими, то теперь наряду с этим речь должна идти и о живущих в России азербайджанцах, их отношениях с окружающим населением.

Опыт истории свидетельствует, что самые прочные и взаимовыгодные межнациональные связи и отношения складываются тогда, когда они строятся и сверху, и снизу, когда в процессе строительства межгосударственных отношений активно задействована общественность, неформальные общественные организации, движения. Азербайджанская общественность России глубоко заинтересована в полнокровном развитии российско-азербайджанских связей и отношений во всех сферах жизни. И она может сыграть гораздо более реальную, нежели до сих пор, роль.

Логика поведения правительств и политических лидеров, логика внешнеполитического курса государств в тот или иной конкретный момент может и не совпадать с повседневными нуждами и заботами простых людей. Иной раз за глобальными проблемами и интересами непросто разглядеть проблемы, нужды, страдания отдельных людей. В том числе в вопросах сохранения прозрачных границ, безвизового пограничного режима, сохранения или скорее воссоздания общего культурного пространства.

Правительства могут ошибаться, а народы вводятся в заблуждение; режимы могут проводить неконструктивную политику, а от этого страдают коренные интересы народов. Обо всем этом надо помнить, думая о той ответственности за развитие азербайджанско-российских связей, которая ложится, в частности, на азербайджанскую общественность. Впервые у общества появилась возможность, опираясь на демократические институты и механизмы современного российского общества, оказывать позитивное влияние на межгосударственные отношения. И грех этим не воспользоваться.

Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России (ФНКА АзерРос) при определенной общественной поддержке и финансовой помощи могла бы выступить с такими инициативами, как движение за единое культурное и информационное пространство СНГ, с актуальными научно-исследовательскими и образовательными программами, такими, к примеру, как изучение истории и современных процессов миграции русских и азербайджанцев. Надо заметить, что истории переселения и жизни русских в Азербайджане посвящено немало научных трудов и публикаций, включая освещение современного положения русских в Азербайджанской Республике.

Совершенно иная ситуация с освещением темы "Азербайджанцы в России". Отсутствие каких бы то ни было научных разработок - одна из причин преобладания в массовом сознании российского общества ложных стереотипов, обывательских представлений об азербайджанцах, их культуре, менталитете, традициях. ФНКА АзерРос могла бы в какой-то мере взять на себя заботу о содействии этнографическому, социологическому, этнополитологическому изучению жизни азербайджанцев в Российской Федерации, непростых проблем адаптации большой волны мигрантов из постсоветского Азербайджана. Такая работа помогла бы созданию в российском обществе более адекватных представлений об азербайджанцах.

В современных азербайджанско-российских отношениях особое место принадлежит карабахскому вопросу. В иерархии исторических ценностей и национальных святынь азербайджанского народа Карабаху как единому историко-культурному, экономическому, природному региону всегда принадлежало и принадлежит поныне приоритетное место. Ибо Карабах - один из важнейших исторических очагов этногенеза азербайджанского народа, политической истории Азербайджана; с ним связаны исторические корни национальной государственности, этнической идентичности азербайджанцев. Карабах для азербайджанцев - не только политика, экономика и география, это богатейшая зона источников национальной духовности, фактор национальной ментальности, особое культурное пространство вершинных достижений народного творчества. Преимущественно на базе именно карабахского диалекта сформировался современный азербайджанский литературный язык. Карабах, наконец, родина многих выдающихся личностей, глубоко чтимых народом по сию пору. И как это ни трагично, Карабах - единственная зона многоэтничного Азербайджана, где продолжается межэтнический, межнациональный конфликт.

Что такое Карабах для нас сегодня? Это неспровоцированная агрессия, война, невинные жертвы по обе стороны конфликта, инициированного Арменией. Это боль и гнев народа, его оскорбленное достоинство, страдания миллиона беженцев, более 10 лет лишенных крова, отчужденных от родной земли и могил предков, их растоптанные гражданские, человеческие права; это оккупация огромных территорий, цинично предназначенных для политического торга.

Хочу подчеркнуть: мною не подвергаются сомнению законные права любых национальных меньшинств, где бы они ни жили. Но речь здесь идет о ситуации, когда общество и государство сталкиваются с этнополитическим движением, приобретающим агрессивный характер, когда пути решения существующих социально-экономических, политических, этнокультурных проблем сводятся к конфронтационным методам разрушения целостности данного государства через идеологию вражды и насилия.

Как отмечается в Обращении ФНКА АзерРос к президенту России Владимиру Путину, "Карабах - общая боль азербайджанского народа, где бы ни жили его представители. Азербайджанцы не желают чужих земель и территорий, осуждают насилие как способ решения межнациональных споров. Этот конфликт не принес ни армянскому, ни азербайджанскому народам ничего, кроме неисчислимых страданий, человеческих жертв..."

Очевидно, что солидарный отпор подобным тенденциям и проявлениям продиктован как непреложными интересами международной безопасности, так и национальными интересами отдельных народов и государств. Эти проблемы являются общими для России и Азербайджана, именно совместные усилия и солидарные действия всех заинтересованных сторон способны избавить народы нашего региона от страшной беды. В связи с этим невозможно преувеличить роль России, которую она призвана сыграть в собственных интересах в избавлении мирными средствами всех народов региона от этого бедствия, последовательно проводя в жизнь курс на обеспечение территориальной целостности постсоветских государств в сочетании с уважением прав и свобод национальных меньшинств, где бы они ни проживали.

Россия и Азербайджан, освободившись от объятий командно-административной системы, вступили в новую полосу своей истории. В новой исторической ситуации счастье наших народов - в обретенной ими государственной самостоятельности, в надежде на демократическое обустройство своих стран. Но это нисколько не мешает народам России и Азербайджана, тесно общаясь на взаимовыгодной основе, бороться за свободное, демократическое развитие.

Существенной составляющей этих процессов могут и должны быть живущие в России азербайджанцы, азербайджанская интеллигенция. Сохраняя тесные духовные, социальные, родственные узы с родным Азербайджаном, они связали свои судьбы, судьбы своих детей с Россией, ее настоящим и будущим. Они, как и русские в Азербайджане, являются живыми носителями общих интересов, реальными участниками азербайджанско-российского диалога.

Одним из важных итогов визита Владимира Путина в Баку стало признание на межгосударственном уровне особой роли азербайджанской и русской диаспор во взаимоотношениях наших стран и народов. Граждане этой категории, отметил президент РФ, "не только органическая часть российского и азербайджанского общества, но и самые непосредственные и активные участники процесса сближения наших дружественных народов". И это признание предполагается закрепить договором о статусе граждан России в Азербайджане и граждан Азербайджана в России.

Следует особо отметить посещение президентом Путиным Шехидляр хиябаны - Аллеи захоронения жертв карательной акции советских войск в Баку в январе 1990 г. Я воспринимаю эту дань уважения памяти жертв не просто как часть протокольной церемонии, а как знаковое событие. Может быть, именно так, шаг за шагом, и будут освобождаться от тяжелого наследия прошлого азербайджанско-российские отношения.

Итоги визита обнадеживают: из уст высших руководителей двух государств мы услышали важные слова, созвучные тому, что думают и чувствуют тысячи азербайджанцев и русских. Пусть каждый внесет свою лепту в их материализацию. Это труд особого рода, предполагающий не только строительство новых, равноправных межгосударственных отношений, но и восстановление, расширение социального пространства общения русских и азербайджанцев. Одновременно это и защита процесса российско-азербайджанского сближения от нападок и провокаций его противников.

Подтверждением важности этой работы может служить очередная порция лжи и мастерского передергивания известных фактов, содержащаяся в публикации Зория Балаяна ("НГ", 20.01.2001 г.). На этот раз он, кажется, превзошел самого себя - настолько цинично и кощунственно то, о чем в ней говорится. Откровенно циничен авторский расчет на то, что в России мало кто знает подлинную правду о январских событиях 1990 г. в Баку. Цинична и цель публикации: используя это незнание, внушить российскому обществу недоверие к своему президенту, бросить тень на проводимый им внешнеполитический курс, создать негативный фон для итогов бакинского визита Владимира Путина.

Впрочем, эта публикация никого не должна удивлять: даже намек на возможность положительных сдвигов в карабахском урегулировании будет вызывать озлобленную реакцию тех, кто этот конфликт разжигал, провоцировал. Значит, надо быть бдительным всем, кому дороги интересы российско-азербайджанского сотрудничества - и в Азербайджане, и в Армении, - тем, кто стремится к мирному и справедливому разрешению армянско-азербайджанского конфликта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1794
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1468
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1792
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1745

Другие новости