0
990
Газета СНГ Интернет-версия

26.01.2001 00:00:00

Союзное государство: полшага вперед - два назад

Тэги: россия, белоруссия, интеграция


россия, белоруссия, интеграция

Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999 г. к сегодняшнему дню, судя по его неторопливой реализации, можно определить почти классической формулой: полшага вперед - два назад.

Можно, видимо, согласиться с оценкой Сергея Бабурина, недавно высказанной на страницах "НГ" о том, что это был "год потерянных надежд" и если мы не двигаемся вперед, то катимся назад. И дело здесь не в том, что более активному темпу сближения объективно мешала некая политическая неопределенность в двух странах, связанная с президентскими выборами в России и парламентскими - в Белоруссии. Можно определенно говорить о последовательной российской тенденции "не торопиться" с российско-белорусской интеграцией. Эта тенденция сказалась в свое время даже на названии Договора, когда российской стороной был отвергнут "радикальный" белорусский вариант (о Союзном государстве) и предпочтение было отдано ни к чему не обязывающему названию "о создании Союзного государства".

В октябре 1999 г., выступая в Государственной Думе РФ, Александр Лукашенко откровенно говорил о том, что такой подход к делу интеграции - лишь полшага вперед. Но "у нас еще есть шанс┘" - таков был рефрен этого выступления лидера Белоруссии перед российскими парламентариями накануне подписания Договора о создании Союзного государства.

Но и после этого интеграция не стала двигаться более успешно. Первый звоночек об этом "невыполнении" и потере темпа прозвучал в июне прошлого года, когда на заседании Высшего государственного совета Союзного государства с докладом о ходе выполнения Договора и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь выступил председатель ВГС Союзного государства Беларуси и России Александр Лукашенко. Некоторые проблемные вопросы, обозначенные им тогда, не решены и до сих пор. Помимо объективных причин (которые будут, видимо, всегда), существуют и причины субъективные. О них, разумеется, вслух не говорят, особенно на официальном уровне, а в кулуарах речь идет о личности Александра Лукашенко, его окружении, как, впрочем, и о высокопоставленных чиновниках Союзного государства.

ГОССЕКРЕТАРЬ ПРИ СВЕЧАХ И В КУТУЗКЕ

Вялотекущий сюжет скучнеющей интеграции был оживлен, когда госсекретарь Союзного государства Павел Бородин вдруг "интегрировался" в американскую кутузку. Разнообразные комментарии (от злорадства до сочувствия), а также титанические усилия российского МИДа "вытащить" Пал Палыча из коварной ловушки высветили лишний раз любопытные аспекты в построении Союзного государства, которые можно назвать "человеческим фактором", а можно определить известным большевистским лозунгом: кадры решают все. Как известно, назначение Павла Бородина на эту должность вызвало, мягко говоря, неудовольствие как в окружении Александра Лукашенко, так и среди части российской элиты, которых раздражал и сам Бородин, и его грандиозные проекты, которые некоторым казались нерентабельными. Госсекретарь Бородин, мало обращая внимания на это неудовольствие, уверенно говорил о том, что в экономическое развитие Союзного государства фирмы из Германии и Франции готовы вложить 12-15 млрд. долл. на строительство автотрассы Париж-Берлин-Варшава-Минск-Москва (затем масштабы несколько сократились) и железнодорожной магистрали. Своему аппарату госсекретарь старался придать статус международных чиновников, но, как видим, ему самому этот статус никак не помог. И тонкие улыбки наших дипломатов, особенно бывших послов России в США, лучше многих речей сегодня говорят: ну что вы, господа! Какой там "международный статус", какое Союзное государство! Для американцев это пустой звук, а Бородин для них вообще никто!

Косвенным образом это свидетельствует и о том, что у российско-белорусского союза (не говоря уже о новом государстве) нет должного международного статуса и нет никакой репутации.

КАЖДЫЙ САМ ПО СЕБЕ

Можно взять любой уровень российско-белорусских отношений - от макро-уровня в политике и экономике и до психологического ощущения обоих народов, - чтобы убедиться в справедливости этой формулы. Однако с народом каждому из двух лидеров несказанно повезло: судя по социологическим опросам, взятый в отдельности белорус и россиянин затрудняется сформулировать, какая и в чем ему лично польза от этого союза, и тем не менее и белорусы, и россияне твердо стоят за российско-белорусский союз. На этом феномене политики могут спекулировать еще долго (но не бесконечно), а команды лидеров могут по мере сил изображать долгий созидательный процесс. Парадокс заключается в том, что ни Лукашенко, ни Путина не упрекнешь в отсутствии мобильности или патриархальном стиле жизни - следовательно, налицо тенденция торможения, исходящая от "команд".

ПРЕЗИДЕНТ ПОД НОМЕРОМ 99

Александр Лукашенко хорошо играет в хоккей и в недавнем товарищеском матче между командами России и Белоруссии (счет был 8:5 в пользу белорусов) играл под знаковым номером 99. Однако то, что почетно в хоккее, проблематично в политике: похоже, часть высокопоставленных кремлевских чиновников последовательно создает Лукашенко имидж "президента под номером 99", которому постоянно чего-то не хватает и который постоянно выступает просителем.

Нельзя сказать, что Россия не поддерживает Белоруссию или Лукашенко, используя международные рычаги. Москва оказала президенту Белоруссии существенную политическую поддержку на парламентских выборах, но на этом, пожалуй, "положительные примеры" заканчиваются. Как считает первый заместитель главы администрации президента РБ Владимир Заметалин, о должном уровне координации внешнеполитической деятельности России и Белоруссии пока говорить не приходится. Любопытно, что некоторые проблемы внутри Белоруссии создала... Россия: благодаря большому другу российско-белорусского союза Евгению Примакову наше Отечество сделало белорусским сябрам сомнительный подарок в виде консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ, которая с первых дней своего "внедрения" постоянно выходит за рамки своих полномочий, откровенно вмешиваясь во внутренние дела суверенного государства и раскачивая ситуацию изнутри. Не исключено, что такой стиль "наблюдения" за суверенным государством ОБСЕ особенно ярко продемонстрирует во время президентских выборов в Белоруссии.

Как это ни парадоксально, в роли стороннего наблюдателя (в отличие от ОБСЕ) нередко выступает и Россия: Москва по-прежнему не торопится "интегрироваться" с Белоруссией, поскольку часть политиков и чиновников считают, что интегрироваться "с Лукашенко" неприлично - особенно перед Западом.

На вопрос обозревателя "НГ", готова ли Белоруссия к "югославскому" варианту президентских выборов, Владимир Заметалин ответил, что этого варианта белорусская сторона не допустит, а прозрачность выборов на всех уровнях сделает победу "засланных казачков" весьма проблематичной. Прозападный же курс любого претендента, как об этом не раз говорил сам Александр Лукашенко, в Белоруссии не пройдет. Однако не следует уповать на заведомо слабые ходы белорусской оппозиции, проигравшей парламентские выборы. Не исключено, что прозападная риторика будет наличествовать как бы "за кадром", а присутствовать - для народа - главный тезис: "Лукашенко довел белорусов до нищеты". А это уже будет камешек и в сторону России, и малоэффективного пока российско-белорусского экономического союза.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ... СОЮЗНОЙ

Пока отсутствие какого-либо общего фундамента сказывается и в том, как оценивают успехи (или неуспехи) России и Белоруссии в продвижении к общему государству. Их, условно говоря, зачеты засчитываются по отдельности: Белоруссия добилась того-то, Россия - того-то, после чего следует сумма слагаемых. Даже прогнозы социально-экономического развития до сих пор формируются для каждого государства в отдельности, а не для Союзного государства.

Нельзя сказать, что в отдельных видах эти "зачеты" плохи сами по себе, но они не складываются в целостную картину, при которой и можно говорить о какой-то основе Союзного государства. Так, срывается реализация Соглашения о проведении единой структурной промышленной политики, реальные механизмы которой пока не разработаны. Казалось бы, две стороны уже многократно договаривались о том, чтобы не развивать дублирующие производства, а действовать по принципу взаимодополняемости, но и этот принцип кто-нибудь время от времени нарушает. Казалось бы, есть, наконец, успехи в формировании единого таможенного пространства, унифицированы кодексы двух государств, но вот российская сторона в марте прошлого года принимает решение о таможенном оформлении товаров из третьих стран, находящихся в свободном обращении на территории РБ, а осенью 2000 г. аналогичное постановление принимает и Совмин РБ, что, по мнению специалистов, является шагом назад. Таких "шагов назад" можно насчитать немало в различных областях. Белоруссия, как можно судить по некоторым фактам, весьма осторожно допускается на российский рынок (например, в использовании мощностей портов Калининградской области или в разработке нефтяных месторождений на территории РФ), для обеих стран проблемой остается защита отечественных товаропроизводителей, социальные меры. Но есть, как принято говорить, "подвижки". Например, в рейтинге ООН Белоруссия оказалась выше всех стран СНГ по уровню жизни населения - по "индексу человеческого развития" она занимает 57-е место (Россия - 62-е). За 10 месяцев 2000 г. товарооборот между РБ и РФ составил 7,5 млрд. долл., что почти на 39% выше соответствующего периода прошлого года. Наиболее последовательно осуществляется военное и военно-техническое сотрудничество - в прошлом году при реализации 19 программ было занято 280 организаций и предприятий обеих стран с общей численностью до 400 тыс. человек. Как известно, сделаны шаги к формированию единой валюты: в 2005 г. в качестве единственного платежного средства будет функционировать российский рубль, а с 2008 г. - введена единая денежная единица уже Союзного государства. Россия пошла на выделение кредитов Белоруссии для укрепления ее финансовой системы и белорусского рубля. Напомним, что только три "интеграционных" предприятия создают больше миллиона рабочих мест, что немаловажно для России и Белоруссии. В то же время Белоруссия переживает трудные времена: растет, по официальным данным, число убыточных предприятий (за последний год число таких предприятий увеличилось в 1,5 раза), в промышленности почти 30% предприятий снизили производство продукции, а инфляция в целом за год составляет почти 300%.

Переходный период отрицательно сказывается и на действенности структур, до недавнего времени существовавших параллельно, - например, Совмин и Исполком без особого успеха "дополняли" друг друга, пока Исполком в этом году не начали ликвидировать. Формирования же Союзного парламента придется еще дожидаться довольно долго. Вместо него будет существовать малоэффективное Парламентское собрание.

Обращает на себя внимание, что в последнее время российская общественность заметно снизила свой уровень политического вмешательства в замедленные темпы российско-белорусской интеграции, а о каком-то критическом подходе к этому явлению просто говорить не приходится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1732
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1081
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
785
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1063

Другие новости