КАК УЖЕ сообщалось, 19 января президент Украины подписал указ об увольнении вице-премьера Юлии Тимошенко в связи с привлечением ее к уголовной ответственности. Правда, в этот момент Леонид Кучма находился в Германии, премьер-министр Виктор Ющенко - в Македонии, а сама Юлия Тимошенко - на допросе в Генпрокуратуре. Казалось бы, все законно. Глава государства руководствовался десятым пунктом 106-й статьи Конституции, согласно которому президент Украины назначает по представлению премьер-министра членов правительства, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях.
Тем более что накануне уволить Тимошенко рекомендовал генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько. Однако правовое поле, на котором действовал Леонид Кучма, оказалось не совсем ровным. Во-первых, по информации пресс-секретаря Виктора Ющенко, премьер-министр не подписывал представления об освобождении с должности Юлии Тимошенко, что уже идет вразрез с законом, ибо без обращения премьера к президенту он не может подписывать указы об увольнении.
Во-вторых, согласно заявлению фракции "Батькивщина", бывшего народного депутата (коим является Юлия Тимошенко) Генпрокуратура не имела права обвинять без согласия Верховной Рады в течение пяти лет.
В-третьих, в рекомендации генпрокурора сказано, что Юлия Тимошенко, которая привлечена к уголовной ответственности, может негативно влиять на ход предварительного следствия, используя свое служебное положение вице-премьера. Но и здесь явная нестыковка, потому что на сегодня и сам Михаил Потебенько, и еще ряд силовых министров являются фигурантами в уголовных делах.
Леонид Кучма, который на тот момент находился в Берлине, сказал, что Юлия Тимошенко уже давно должна была из моральных соображений написать заявление об уходе. Резюмируя свой комментарий по поводу увольнения оппозиционного вице-премьера, Леонид Кучма заявил, что "другого и быть не могло". Ни о представлении премьера, ни об остальных скользких моментах глава государства просто не упомянул.
Юлия Тимошенко в интервью газете "Зеркало недели" прокомментировала решение президента так: "Мое увольнение - ярчайшее доказательство того, что коммерческое окружение президента куда сильнее правительства и его членов, которые стремятся сегодня навести в стране порядок <...>. Теперь воротилы теневого бизнеса могут отметить 19 января своим собственным красным маркером в календаре как День освобождения олигархов". И еще: "Я не собираюсь уезжать из страны. И вне зависимости от того, где буду находиться - в тюрьме или на свободе, - я окончательно перехожу в оппозицию к действующему режиму. Надеюсь, партия "Батькивщина" меня поддержит".
Понятно, что мнения остальных комментаторов были созвучны их симпатиям. Лидер Коммунистической партии Украины Петр Симоненко заявил, что указ об увольнении Юлии Тимошенко является продолжением борьбы кланов: "Вначале один клан побеждает и создает предпосылки для того, чтобы ему возвращали долги государственными должностями, рынками сбыта, механизмами распределения, влияния на бюджет, что довело Украину до состояния экономического коллапса".
Лидер Социалистической партии Александр Мороз считает, что освобождение Юлии Тимошенко от должности вице-премьера направлено на дискредитацию правительства Виктора Ющенко. Мороз распространил заявление, в котором, в частности, говорится, что увольнение вице-премьера "является очередным этапом плана пропрезидентских кругов, а также самого президента Украины Леонида Кучмы, плана, направленного на отвлечение внимания общественности от самого больного для Украины вопроса - обстоятельств исчезновения Георгия Гонгадзе".
Солидарен с Александром Морозом и лидер Украинского Народного Руха Юрий Костенко, который расценил увольнение Юлии Тимошенко как начало активной кампании по продолжению политической дестабилизации в стране и подготовки к отставке правительства Виктора Ющенко, которая станет возможной ближе к весне.
Что касается материалов, которыми может располагать оппозиция, то эту тему озвучил глава парламентской фракции "Батькивщина" Александр Турчинов. По его словам, фракция будет по-прежнему требовать отчета генерального прокурора перед парламентом, в результате чего Михаил Потебенько может стать безработным. Для реализации именно такого сценария "Батькивщина" обратилась к Радио "Свобода" за дополнительными данными, подтверждающими заказной характер дела против Тимошенко.
Своеобразную точку в комментариях поставил генеральный прокурор Украины, который в последнее время выдает на-гора немало сенсационных заявлений. Михаил Потебенько дал понять, что Юлия Тимошенко причастна к "кассетному скандалу". В лоб такого заявления прокурор не сделал, однако упомянул о неких денежных тузах, которые "так реагируют", когда их привлекают к уголовной ответственности, а также указал на единый, по его мнению, источник финансирования акции "Украина без Кучмы" и вербовку голосов депутатов Верховной Рады за его отставку. Наверное, в связи с этим г-н Потебенько в который уже раз объявил о том, что в ближайшее время будут возбуждены уголовные дела против народных депутатов, однако, как всегда, не назвал при этом ни одного имени, а лишь объявил, что прокуратура бросает вызов мафии.
Генпрокурор также заявил, что "дело Гонгадзе мы доведем до конца - у нас хорошие взаимоотношения на деловом, законном основании с другими органами оперативных служб - МВД, СБУ".
Что касается хороших отношений с силовыми структурами, г-н Потебенько не лукавил, ибо на прошлой неделе и МВД, и СБУ вновь оказались в центре всеобщего внимания в связи с делом Гонгадзе. Сперва отличилась СБУ, которая через ряд СМИ запустила информацию о том, что Гонгадзе не только жив, но и, вероятно, находится за границей. Причем не один, а в компании Николая Мельниченко.
Тему "Гонгадзе жив" озвучил в Берлине и Леонид Кучма, который вдруг заявил, что имеется "маленькая надежда". Правда, за неделю до этого глава государства утверждал, что тело, найденное в Таращанском районе под Киевом, принадлежит пропавшему журналисту.
Ну а МВД, в свою очередь, отрабатывало новую версию в "кассетном скандале", проведя обыск в квартире члена политсовета Соцпартии Николая Рудьковского - помощника народного депутата от СПУ Валентины Семенюк, а также в помещении, где проживает его брат. Следователи и привлеченные работники СБУ искали доказательства того, что легендарные кассеты с записями голосов людей, похожих на голоса первых лиц государства, изготавливаются именно братьями Рудьковскими, поскольку такая информация поступила в Генпрокуратуру из СБУ. Посему во время обысков были изъяты системные блоки компьютеров, лазерные диски, аудиокассеты и значительная сумма иностранной валюты. По информации Генпрокуратуры, все эти предметы будут осмотрены при участии специалистов с целью установления принадлежности к "кассетному делу".
И еще об МВД. В Харькове продолжается голодовка протеста против действий милиции, которую начали руководители местного обкома Соцпартии. В ночь с 11 на 12 января сотрудники МВД снесли палаточный городок участников акции "Украина без Кучмы" до решения суда, признавшего незаконность акции. При этом несколько человек получили легкие телесные повреждения. Голодовку начали три члена Соцпартии, а в субботу к ним присоединились еще девять человек, включая беспартийных, а также двух членов УНА-УНСО. Участники голодовки требуют наказания виновных, хотя руководство городского УВД считает действия милиции законными, а действия участников акции квалифицирует как хулиганство.
Несмотря на выступление матери Георгия Гонгадзе в Верховной Раде, где она потребовала признать ее и жену Гонгадзе потерпевшей стороной, чтобы они смогли ознакомиться с материалами дела, Генеральная прокуратура Украины продемонстрировала, что не разделяет ее точку зрения. Заместитель генерального прокурора г-н Баганец отказал г-же Гонгадзе в выдаче свидетельства о смерти, а в порядке исключения разрешил забрать для захоронения обезглавленное тело, которое было обнаружено в Таращанском районе.