Искусственное затягивание процесса делимитации государственной границы между Киргизией и Узбекистаном, как и следовало ожидать, привело к обострению отношений между киргизами и узбеками, проживающими на приграничных районах обеих республик. Сегодня ситуация на юге Киргизии обострилась из-за произвола чиновников местной администрации поселка Кара-Такайна Баткенского района Баткенской области республики. Жители киргизского поселка Кара-Такайна стали заложниками действий, которые могли бы привести к непоправимым последствиям, представителей местной администрации.
Чиновники из администрации Баткенского района Киргизии, воспользовавшись неосведомленностью местного населения и ссылаясь на предоставленное законом право на продажу с 1 сентября 2001 г. земель в частную собственность, затеяли передел участка, расположенного на территории Узбекистана, который никогда к спорным землям не относился. Источник в правительстве Узбекистана заявляет, что, будучи полностью информированными о проводимых межправительственной комиссией работах по делимитации границы в регионе, чиновники баткенской администрации сделали попытку в явочном порядке расширить территорию за счет соседней республики. Жителям киргизского поселка Кара-Такайна были обещаны наделы на участке сада одного из хозяйств Ферганской области Узбекистана. Местные киргизские власти даже направили туда своих районных землемеров, которые начали обмер наделов. В качестве аргумента баткенские землемеры использовали произведенный в 1970 г. временный обмен земельных участков между хозяйствами двух республик, когда в арендное пользование узбекскому хозяйству было выделено 100 га пастбищ, а киргизской стороне - 7 га сада и 20 га пригодных к освоению земель на местном уровне, решениями Риштанского (Узбекистан) и Баткенского (Киргизия) районных исполкомов и Ферганского облисполкома.
Однако чиновники Баткенского района забыли, что 7 мая 1987 г. межреспубликанская комиссия Узбекистана и Киргизии еще раз обоюдно признала, что этот участок является частью узбекской территории. Правда, при предъявлении узбекской стороной баткенским чиновникам соответствующих документов им пришлось признать, что их действия неправомочны. Но этот случай - не единственный подобного рода демарш со стороны региональной власти Киргизии. Поэтому официальный Ташкент требует, чтобы превышение местной администрацией своих полномочий было строго наказано. Если эту проблему вовремя не решить, то она может провоцировать новые столкновения между киргизами и узбеками.
Напомню, что межнациональные столкновения между киргизами и узбеками однажды уже были. В июне 1990 г. ситуация на юге Киргизии - в Ошской области, где живет более 600 тыс. узбеков, - привела к всплеску напряженности. Споры о принадлежности земельных участков вызвали конфликт между узбеками и киргизами, проживающими на границе двух стран. Волна конфликта захлестнула всю Киргизию. В столице Киргизии, Бишкеке, проходили непрерывные митинги, на которых ораторы-националисты призывали к походу против узбеков.
Ошские события накалили страсти и в Узбекистане. Практически каждый этнический узбек, проживающий на юге Киргизии, имеет по несколько родственников в сопредельных районах Ферганской области Узбекистана. Десятки тысяч узбеков стали собираться на границе между Узбекистаном и Киргизией под лозунгами защиты своих братьев. Людей приходилось сдерживать, задействуя значительные силы правопорядка и армейские подразделения. Тем не менее обстановка продолжала обостряться. Усилиями руководства Узбекистана конфликт удалось погасить. Глава узбекского государства решительно заявил, что, пока он остается на посту президента Узбекистана, ни один узбек не перейдет границу Киргизии с недобрыми намерениями, что он не допустит никакой мести, чем бы она ни была вызвана. И сдержал свое слово, не допустив братоубийственной войны между узбеками и киргизами. Спустя несколько лет - 5 ноября 1994 г. - президент Киргизии Аскар Акаев в интервью газете "Известия" заявил, что за два дня в июне 1990 г. в Оше "в межнациональной бойне бессмысленно погибли сотни узбеков и кыргызов. Республику чудом удалось спасти от второго Карабаха".