Появились данные о том, что в Таджикистан вновь возвратился со своими боевиками один из лидеров оппозиционного Ташкенту Исламского движения Узбекистана (ИДУ), известный полевой командир Джумабай Намангани. Многие центральноазиатские политики недоумевают: мол, как мог проникнуть незаметно через хорошо охраняемую таджикско-афганскую границу отряд численностью несколько сот человек? Информация на этот счет достаточно скупа и противоречива. Однако, по утверждению западных источников, боевики ИДУ в конце декабря прошлого года действительно успешно форсировали Амударью и сосредоточены сейчас в Тальвидаринском районе Таджикистана.
В Ташкенте тоже располагают информацией, что подразделения ИДУ снова появились в Таджикистане, и более чем озабочены этим обстоятельством. Однако официальных заявлений на этот счет со стороны Узбекистана пока не последовало. Но при этом в последнее время официальный Ташкент активизировал внешнеполитические контакты со своими соседями (5 января состоялась встреча лидеров Центрально-Азиатского региона СНГ, посвященная борьбе с терроризмом) и Китаем, откуда в Узбекистан тремя авиационными рейсами были доставлены новые партии стрелкового вооружения и ЗИПов к боевой и авиационной технике.
Надо заметить, что Ташкент, вполне осознавая угрозы своей безопасности со стороны ИДУ, тем не менее как бы игнорирует посредническую роль РФ в решении этой проблемы. На состоявшемся в конце декабря в Москве Совете министров обороны СНГ, обсуждавшем вопросы борьбы с терроризмом, глава узбекского военного ведомства отсутствовал. До сих пор план военного и военно-технического сотрудничества между РФ и Ташкентом не подписан. Под вопросом и участие Узбекистана в международных миротворческих учениях "Боевое Содружество-2001".
По данным западных источников, Ташкент в последнее время провел ряд секретных переговоров с представителями талибов о том, чтобы те отказали ИДУ в помощи и финансировании. Взамен обещалась всяческая поддержка движению на международном уровне. Талибы, правда, на предложения Ташкента ответили уклончиво. В любом случае нельзя утверждать, что перемещение ИДУ в Таджикистан связано с удовлетворением просьбы Узбекистана. В Афганистане сейчас около 2 тыс. боевиков ИДУ участвуют в войне талибов против Северного альянса, которым, напомним, руководит таджик Ахмад Шах Масуд, но при этом Намангани удается поддерживать отношения с некоторыми лидерами таджикской оппозиции. Именно это обстоятельство и способствовало беспрепятственному проникновению ИДУ в Тальвидару.
Некоторые наблюдатели связывают этот факт также и с помощью ИДУ со стороны России. Москве, мол, не нравится, как себя ведет Ташкент, заигрывающий одновременно с талибами и с США. В военном ведомстве России такое утверждение назвали абсурдом, подчеркнув при этом, что Москва заинтересована в физическом уничтожении всех террористов, в том числе и боевиков ИДУ. "Если факт присутствия Намангани в Тальвидаре подтвердится, он и его боевики будут уничтожены", - заявил один из высокопоставленных военных чиновников.