0
812
Газета СНГ Интернет-версия

12.01.2001 00:00:00

Россия-Закавказье: начинается новая партия

Тэги: россия, кавказ, визит


россия, кавказ, визит Владимир Путин доволен званием почетного доктора Азербайджанского Славянского университета.

Визит Владимира Путина в Баку, безусловно, является событием знаковым, и вовсе не потому, что он стал первой зарубежной поездкой российского руководителя в новом веке. Впрочем, на Востоке к символическим аспектам политики все еще относятся с немалым пиететом, и нельзя исключать, что Москва это обстоятельство также заранее просчитала. В любом случае очевидно, что внешняя политика Кремля на Южном Кавказе вошла в новую фазу, последствия чего проявятся, правда, не скоро.

Все последние годы было принято считать, что наиболее последовательным и надежным проводником российских интересов в регионе является Армения, получившая статус стратегического союзника Москвы. Объективные основания для этого были: по целому ряду причин дрейф Еревана в сторону Запада представлялся невозможным по определению, кроме того, Армения в отличие от иных постсоветских стран с охотой сохранила на своей территории российские войска и пограничников. Исторические противоречия с Турцией и противостояние с Азербайджаном в Карабахе предопределили роль Армении в качестве российского сателлита не только в геостратегическом, но даже и в ментальном смысле. По существу, это означало, что традиционное российско-армянское сотрудничество, во многом способствовавшее укреплению позиций империи не только в Закавказье, но и на Ближнем Востоке в целом, сохранилось в исторически сложившихся формах и продолжает развиваться на основе понятий, актуальных для позапрошлого века. Поэтому некоторые наиболее проницательные наблюдатели все чаще склонялись к предположению, что такое партнерство, пусть и устраивающее обе стороны, потенциально несет в себе семена будущих непростых коллизий.

Первые признаки того, что ситуация начинает меняться, появились уже три года назад. В конце 1997 г. армянское общество было шокировано неожиданной инициативой президента Левона Тер-Петросяна, который - на пике военно-политических достижений Армении - выступил с предложением перевести карабахскую проблему в русло мирного решения, основой которого должно было стать сохранение юридического суверенитета Азербайджана над давно уже не принадлежащим ему Карабахом, конечно, с предоставлением этому краю самой широкой автономии, по статусу напоминающей статус независимого государства. Сегодня эти предложения представляются достаточно здравыми, но в то время они вызвали практически полное неприятие и привели к политической изоляции армянского лидера, которого ближайшие его соратники фактически обвинили в забвении национальных интересов и вынудили подать в отставку. И лишь теперь стало выясняться, что "несвоевременная" инициатива Тер-Петросяна была вызвана в первую очередь нажимом со стороны Москвы, где пришли к убеждению, что продолжение карабахского конфликта далее нецелесообразно: противостояние себя исчерпало, и его пролонгация начинает негативно сказываться на хозяйственно-экономических и политических интересах России в регионе.

Кремль обнаружил, что охлаждение его отношений с Баку и Тбилиси во многом спровоцировало прозападную ориентацию Азербайджана и Грузии. А это, в свою очередь, привело к фактическому вытеснению российского капитала и экономических структур из региона, что выглядело особенно болезненно на фоне многообещающих транснациональных транспортно-энергетических проектов, так или иначе связанных с процессами глобализации мировой экономики. Разумеется, новое прагматическое руководство России не могло согласиться с таким положением вещей. И уже в начале прошлого года видные российские дипломаты в частных беседах открыто говорили, что "с карабахским конфликтом пора кончать. Это противостояние чем дальше, тем больше тормозит восстановление партнерских связей с нашим традиционным другом - Азербайджаном".

Кроме всего прочего, в Москве существует устойчивое мнение, что "Армения в любом случае никуда от нас не денется", а это заведомо расширяет поле для маневра российской дипломатии. При этом имеется в виду, что серьезных козырей для игры с Россией у Еревана нет. Ведь изменение "исторической ориентации" для Армении невозможно без преодоления всего сложного наследия в армяно-турецких взаимоотношениях, а это процесс если и возможный в перспективе, то весьма сложный и отнюдь не скорый. Кроме того, в Армении не было и нет никаких антироссийских настроений, и спровоцировать их невозможно. Нет вопросов с дислокацией российских войск - то есть всего того, что с успехом может использовать Баку в своем возобновившемся диалоге с Москвой.

Но и это не все. В запасе у Азербайджана такие "козырные карты", как весьма важная в стратегическом отношении Габалинская станция радиолокационного слежения, без которой трудно представить всю систему российской ПВО на юго-западном театре военных действий, проблема раздела Каспия, участие российских нефтяников в разработке углеводородных ресурсов каспийского шельфа, активизация сотрудничества российских компаний в реализации проектов ИНОГЕЙТ и ТРАСЕКА, наконец, это принципиальный для Москвы вопрос взаимоотношений Баку с чеченскими мятежниками.

В свою очередь, Азербайджан также заинтересован в нормализации отношений с Кремлем: после того как Запад весьма негативно оценил последние парламентские выборы и процесс вступления страны в Совет Европы был фактически заморожен, после ухода ряда крупных международных инвесторов, разочаровавшихся в перспективе строительства нефтепровода Баку-Джейхан, после явного охлаждения отношений с некоторыми мусульманскими "братьями", недовольными позицией Гейдара Алиева в отношении Чечни, после того как эйфория в азербайджанско-турецких отношениях сошла на нет, пришло самое время продемонстрировать новым друзьям и союзникам, что на них свет клином не сошелся. Тем более что президент Владимир Путин настойчиво дает понять, что никакого возвращения к "имперской идеологии и практике" быть не может, и отношения с постсоветскими странами Россия намерена развивать на основе принципов равноправия и взаимного уважения.

Принципиально важно, что в Баку российский президент вновь подтвердил: Москва не намерена использовать "эксклюзивные рычаги влияния" в процессе разрешения карабахского кризиса, и Кремль будет удовлетворен любой договоренностью, достигнутой самими сторонами противостояния (любопытно, что эта формулировка полностью совпадает с официальным подходом армянской дипломатии, все последние годы утверждающей, что Ереван согласится с любым решением, удовлетворяющим Карабах и Азербайджан). Но если Армения при этом и не пыталась скрывать, что всемерно поддерживает НКР во всех отношениях, весьма сомнительно, что Россия имеет в виду нечто аналогичное. Ведь "отказ от имперских рецидивов" в данном случае может означать, что Москва действительно не намерена впредь занимать сколько-нибудь одностороннюю позицию, но будет руководствоваться сугубо собственными прагматическими интересами.

Итоги визита Владимира Путина в Баку являются свидетельством начала нового этапа в развитии геостратегической и политической ситуации в регионе Большого Кавказа. Можно, в частности, предположить, что в армяно-российских взаимоотношениях способна появиться определенная настороженность. Впрочем, это вряд ли станет причиной их серьезного охлаждения. В противном случае Москва всегда может использовать все свое влияние в республике с тем, чтобы коренным образом изменить здесь внутриполитический расклад. Надо думать, в Ереване не могут не считаться с такой возможностью. А это, в свою очередь, способно заставить Армению активизировать переговорный процесс вокруг карабахской проблемы, существование которой, бесспорно, является важнейшим фактором вероятного внешнего влияния на ситуацию в стране.

Понятно, что новый расклад ослабляет дипломатические, а возможно, и военно-политические позиции армянской стороны. Это, однако, еще не означает, что Азербайджан обречен на скорую и неизбежную победу. В Москве очень хорошо понимают, что окончательное решение проблемы Карабаха в пользу Баку лишит Россию в перспективе одного из важных рычагов воздействия на политику стран региона. Поэтому Кремль вряд ли станет слишком педалировать этот вопрос в ближайшее время, пытаясь соблюсти свои интересы, не прибегая к слишком кардинальным шагам. Но, конечно, в случае необходимости Москва пойдет до конца. Однако до этого России надо будет укрепиться на Каспии, продемонстрировать прибрежным странам (особенно Ирану), что альтернатива им всегда найдется, и всемерно расширить плацдарм своего влияния в регионе в предвидении неизбежного дальнейшего ухудшения отношений с Грузией и продолжения войны в Чечне. И лишь после того, как эти проблемы будут в той или иной степени решены (конечно, в сочетании с процессом возвращения в Закавказье серьезного российского капитала), можно будет ожидать качественного прорыва. Пока же Кремль не без успеха пытается заложить фундамент грядущих побед.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2061
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1322
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
982
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1291

Другие новости