В среду Украина изъяснялась в любви президенту Кучме. На площади крупных городов вышли тысячи людей, которые потребовали от парламента скорейшей имплементации итогов всенародного референдума, поскольку "промедление с воплощением воли украинского народа противоречит общепризнанным принципам демократии и препятствует дальнейшему продвижению по пути позитивных социально-экономических преобразований". Также демонстранты требовали убрать прочь руки от всенародно избранного президента, призывали к защите собственных детей, просили "не раскачивать лодку" и не использовать Конституцию для сведения политических счетов.
По продолжительности народные волеизлияния были недолгими. Во-первых, не июнь, во-вторых, во многих городах шел дождь, но самое главное заключалось в том, что сбор защитников главы государства был организован в лучших советских традициях по добровольно-принудительному принципу. Точнее, просто по принудительному. Ибо по жесткой команде, спущенной откуда-то "сверху", руководители среднего звена бюджетных отраслей доводили до своих подчиненных количество человекоединиц, которых тем надлежало вывести под знамена. Таким образом, по стране на защиту президента встали порядка ста - ста двадцати тысяч человек, включая усиленные наряды милиции. Инициаторами этой среды, в чем-то смахивающей на оруэлловские Двухминутки Ненависти, стали центристские партии - СДПУ(О), Демократический союз, Аграрная партия, НДП, ДемПУ, Межрегиональный блок реформ, ЛПУ(о) и объединения "Злагода".
Правда, кое-где случались и проколы. Главный произошел в Киеве, где под стенами Верховной Рады собралось человек триста. Но зато организаторы отыгрались в провинции. Например, в двухсоттысячном Луцке удалось собрать порядка десяти-двенадцати тысяч кучмистов, в Луганске - около тридцати тысяч, включая новых действующих лиц на подобных мероприятиях - священников, но круче всех оказался Харьков, где по разным подсчетам численность собранных под новогодней елкой на самой большой площади Европы - площади Свободы - колебалась от пятидесяти до восьмидесяти тысяч человек. Еще одним харьковским ноу-хау можно назвать действия милицейского оцепления, которое всех на площадь впускало и никого до конца митинга не выпускало. Словом, мероприятия удались на славу. Тем более что ни одно электронное СМИ так и не сообщило об истинном характере происшедшего, хотя в том же Харькове было немало попыток недовольных действиями властей высказаться в эфире, но им было отказано.
В Херсоне к организации митинга тоже подошли творчески: всем пенсионеркам, которые пытались оформить субсидию на жилье, настоятельно советовали прийти в среду и постоять на площади. За это им обещали оказать содействие как в оформлении субсидий, так и материальн ой помощи (порядка 1,5-2 тыс. долл. США).
Понятно, что главной идеей организаторов "дня любви к президенту" была не сама любовь, а противопоставление ширящейся акции "Украина без Кучмы", которую проводят оппозиционные партии и движения. Причем на сегодня антикучмовские знамена объединили доселе извечных противников типа социалистов и УНА-УНСО. И этот альянс пока не разваливается. Что интересно, сам Леонид Кучма заявил, что никого не просил устраивать акции в его поддержку.
Но информационная наполненность среды на этом не закончилась. В то время когда на площадях люди под мокрыми флагами слушали одних ораторов, в Верховной Раде слушали других. Главным парламентским героем дня стал генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько, который, выступая с информацией о ходе расследования по делу Гонгадзе, наконец-то предал гласности результаты двух долгожданных экспертиз - генотипоскопической экспертизы тела, найденного в Таращанском районе под Киевом и предположительно принадлежавшего исчезнувшему в сентябре журналисту Гергию Гонгадзе, а также выводы экспертов по поводу магнитофонных записей, где некто с голосом, похожим на голос Леонида Кучмы, фактически дает добро на его устранение.
По информации г-на Потебенько, для проведения генотипоскопической экспертизы таращанского тела главное бюро судмедэкспертизы Украины привлекло специалистов с мировым именем из российского Центра судмедэкспертизы Министерства здравоохранения России, которые проводили экспертизу останков царской семьи. Всего по делу Георгия Гонгадзе проведено 16 экспертиз. Однако, несмотря на очень высокий уровень экспертиз, по словам генпрокурора, достаточных оснований для категорического вывода о том, что найденное тело принадлежит Георгию Гонгадзе, нет. Вместе с тем Михаил Потебенько привел данные экспертизы, согласно которым "профиль контрольного участка метахондриальной ДНК из биологических образцов, взятых у трупа, также совпадает с профилем ДНК Гонгадзе (матери Георгия. - "НГ"), который характеризует матерелинейную сетку ее родословной и в норме должен присутствовать у ее биологического ребенка". Поэтому вероятность того, что Леся Гонгадзе может быть матерью неизвестного, составляет не менее 99,60%.
Однако сомнения генпрокурора в отношении 0,4% развеял президент Украины Леонид Кучма, который, находясь в Кривом Роге, сообщил журналистам, что, по имеющейся у него информации, экспертиза ДНК подтвердила, что тело, найденное в Таращанском районе Киевской области, принадлежит именно Георгию Гонгадзе. При этом президент отметил, что не знает о том, как проходит выступление генерального прокурора Михаила Потебенько в Верховной Раде. "Я знаю, что он должен был обнародовать все результаты экспертизы - как внутренние, так и зарубежные".
Информация об экспертизе номер два, т.е. о кассетах, особых сенсаций не принесла. Михаил Потебенько заявил, что вести аудиозапись способом, указанным офицером охраны Николаем Мельниченко, в кабинете президента Украины Леонида Кучмы невозможно. По словам Потебенько, следствие располагает информацией, что осмотр и работы в кабинете президента проводятся в присутствии работников охраны, которые осуществляют надзор за теми, кто находится в кабинете президента. Когда президент на рабочем месте, работники охраны и технического персонала не имеют туда доступа. В отсутствие президента кабинет находится под сигнализацией, в приемной круглосуточно находится референт. По данным следствия, перед приездом президента кабинет снимается с сигнализации работником охраны в присутствии референта. После этого в присутствии работника охраны технические работники проводят необходимые работы, уборку.
Работник охраны приносит аппаратуру и проводит осмотр кабинета на предмет выявления активных закладок и радиоактивных предметов в присутствии другого работника охраны. По свидетельству работников охраны, Николай Мельниченко никогда ничего не оставлял в кабинете президента и не забирал оттуда какую-либо аппаратуру. Правда, генеральный прокурор почему-то вел речь исключительно о кабинете главы государства в его резиденции на Банковой улице, хотя это явно далеко не единственное место, где Леонид Кучма может иметь как кабинет, так и охрану.
Помимо этого генпрокурор заявил, что экспертным методом невозможно установить достоверность аудиозаписи, переданной офицером охраны Николаем Мельниченко. "Установить достоверно, оглашались ли определенные фразы по делу Гонгадзе гражданами Кучмой, Кравченко, Литвиным и Деркачом, невозможно вследствие редактирования, изъятия или вставки отдельных фрагментов, слов, звуков и низкого качества исследованных записей, что не позволяет выделить достаточно доказательств", в связи с чем на основании методических требований к фонограммам как вещественным доказательствам, в которых сигнал поддавался редактированию, установить экспертным методом достоверность информации невозможно. "Этими выводами опровергается достоверность того, что демонстрировалось в этом зале", - заявил г-н Потебенько, имея в виду демонстрацию видеозаписей встречи нескольких народных депутатов Украины с Николаем Мельниченко, который в настоящее время скрывается за пределами Украины.
Итак, по логике, скандал исчерпан. Прокурор выступил, народ поддержал президента, и все теперь должны сосредоточиться на имплементации результатов референдума. Тем более что у президента давно чешутся руки досрочно распустить столь неуправляемый парламент.
Однако, несмотря на то, что прокуратура объявила Мельниченко в розыск и обратилась за содействием к Интерполу, Николай Мельниченко вновь выступил в прямом эфире Радио "Свобода", где в дополнение к ранее сказанному (см. "НГ" от 09.01.2001) заявил, что во время беседы президента с губернатором Донецкой области Януковичем Леонид Кучма сказал следующее: "Ющенко хочет, чтобы я его уволил. Я его не уволю, а уничтожу раз и навсегда". Как уточнил Мельниченко, дальше в беседе речь шла "о политических шагах по уничтожению Ющенко". Он также продемонстрировал еще один отрывок записи президента, который говорил с руководителем комитета по частотам и спрашивал, сколько платят за эфир Би-би-си и Радио "Свобода". Дальше он в жесткой форме с применением нецензурной брани требует "задавить" эти радиостанции путем повышения арендной платы за частоты.
Киевская журналистка Ирина Погорелова попросила Мельниченко прокомментировать информацию о том, что его нашли сотрудники СБУ, что у него больна дочь, а также, что его предыдущее выступление на "Свободе" вызвало резкую реакцию прокуратуры. Мельниченко: "Это мой сознательный выбор. За мной не стоят никакие политические силы, никакие олигархи. Я лично не общался с сотрудниками СБУ. После моего выступления действительно возникло уголовное дело, чтобы помешать мне. Власть боится меня и моих показаний".
"Президент Украины на 90 процентов Украиной не занимался, он занимался политическими преследованиями", - утверждает Мельниченко. В частности, он имел в виду перераспределение средств от приватизации. На вопрос Радио "Свобода" о том, есть ли на пленке информация о том, какие еще преступления совершали глава СБУ Деркач и министр внутренних дел Кравченко, Николай Мельниченко сказал: "О Деркаче можно часами рассказывать, хотя он и не такой преступник, как о нем любят говорить. У него еще совесть есть". "Кравченко очень приближен к президенту - выполняет различные его указания, поэтому он никогда не сдаст Кравченко".
При этом экс-майор СБУ не ответил на вопрос, есть ли на пленке переговоры Леонида Кучмы с Владимиром Путиным, отметив, что это - государственная тайна. А в завершение эфира на Радио "Свобода" прозвучал еще один вопрос: "Не было ли на вашей пленке чего-то похожего на скандал Клинтона с Моникой Левински?" На что Мельниченко ответил: "Нет, в этом отношении Кучма вел себя, скажем так, достойно".
Киев