"У меня лично нет никакого сомнения в том, что в год президентских выборов власти пойдут на любые преступления, чтобы устранить Василия Леонова (бывшего министра сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии. - "НГ") с политической арены". Такое признание корреспонденту газеты "Народная воля" сделал Виктор Кутенко, бывший председатель колхоза "Наша победа" Белыничского района Могилевской области. С Леоновым они одноклассники и всю жизнь дружат. А осмелился он сказать о новой опасности вслух потому, что Василию Леонову вновь угрожают.
Как теперь стало известно, еще в 1997 г. к дальнему родственнику Виктора Кутенко приезжали поохотиться высокие чины из республиканского КГБ. И вечером у костра за рюмкой водки они бросили как бы мимоходом: скоро на твоего министра наденем наручники... Здесь стоит пояснить, что в то время еще был жив Евгений Миколуцкий, друг президента Александра Лукашенко и глава Могилевского областного комитета госконтроля, в убийстве которого позже публично обвинят Василия Леонова. Никто не говорил о взятках и злоупотреблении служебным положением. Этот факт привел друга Леонова в замешательство, и он долго размышлял: говорить или не говорить об услышанном? Все-таки рассказал. Однако Василий Леонов не верил, что фраза, брошенная, как говорят, по пьянке, будет иметь последствия. Тем не менее так и случилось...
Несколько месяцев назад Василий Леонов вышел на свободу, отсидев из определенных судом четырех лет лишения свободы два года и одиннадцать месяцев. Публично в многочисленных интервью заявлял, что в ближайшее время политикой заниматься не будет - надо поправить здоровье. После многократного прокручивания по республиканскому телевидению видеокадров ареста - прямо в кабинете, - организованного по последнему слову тюремного пиара: с наручниками, долларовыми купюрами, Василий Леонов не держит зла на тех, кто все это организовал. Потому что дело было шито белыми нитками. А по поводу долларов, обнаруженных в рабочем столе, выяснилось, что перед отпуском его пригласили в администрацию президента и выделили 700 долларов на лечение. В получении их Леонов расписался. И поехал на эти деньги в Германию. После возвращения у него осталось 200 марок и 205 долларов. Они-то и зафиксированы в протоколах обыска. Кстати, деньги ему до сих пор не вернули. Пропал неизвестно куда и акт о конфискации.
Испытания, выпавшие на долю Василия Леонова и его родственников, сплотили семью. Вот как об этом рассказал на страницах одной из газет сам Василий Севостьянович: "Семья сплотилась. Но самый большой итог моего ареста и тюремного заключения в том, что они сплотили моих внуков, мировоззрение которых резко изменилось. Мою внучку, гражданку России, приняли западные послы, но отказался принять "ввиду занятости" российский... У внучки появились антирусские настроения. И не думаю, что у нее одной. Я очень уважаю Россию, сам - этнический русский, но у нас же есть своя собственная страна".
Похоже, что сейчас люди относятся к Василию Леонову с еще большей симпатией, чем раньше. За его стойкость, мужество, умение самостоятельно мыслить. А такие личности опасны для нынешней власти в Белоруссии. И, наверное, поэтому вновь - правда, уже другие чиновники и другим людям, но в похожей ситуации - говорят о том, что перед компетентными органами поставлена задача вновь упрятать Василия Леонова за решетку или применить к нему "иные методы". Какие это могут быть методы в стране, где пропадают бесследно политики, бизнесмены, журналисты, - догадаться не трудно.
Василий Леонов знает о новых угрозах. Но упорно заявляет, что никому ничего не должен, никого не боится и уезжать из Белоруссии не намерен. "За власть бороться не буду. Но против дурной власти буду бороться, терпеть дурную власть не хочу", - заявил он в одном из интервью. Поэтому друзья решили через "Народную волю" предупредить всех: если с Василием Леоновым что-то случится в ближайшее время - это будет очередное преступление властей.
Минск- Москва