ВСЮ ПОСЛЕНОВОГОДНЮЮ неделю плюс понедельник Украина отдыхала. По большому счету такие каникулы могут себе позволить Кувейт или Швейцария. Но Украина, где нет ни нефти под ногами, ни денег в банках, тоже решила немножко расслабиться. Ну а для того чтобы граждане все же помнили, где они живут, пятого января в праздничную расслабленность были внесены небольшие коррективы. Заместитель генерального прокурора Николай Обиход сообщил журналистам, что против вице-премьера украинского правительства Юлии Тимошенко возбуждено сразу два уголовных дела. Случай на просторах СНГ беспрецедентный. Первое - по двум статьям УК - 80 (контрабанда) и 172 (подлог документов). По словам г-на Обихода, речь идет о событиях 1996 года, когда Юлия Тимошенко возглавляла корпорацию ЕЭСУ (Единые энергетические системы Украины). В вину вице-премьеру вменяется контрабанда российского природного газа в объеме около трех миллиардов кубометров на сумму четыреста сорок пять миллионов гривен (около восьмидесяти миллионов долларов по нынешнему курсу) через таможенную границу Украины в составе организованной группы путем использования фиктивных документов.
Механизм контрабанды российского газа г-н Обиход объяснил так: корпорация ЕЭСУ незаконно оформляла через таможню Украины импорт природного газа якобы как поставки от британской фирмы United Energy Ltd. и на этом основании создала предпосылки для незаконного перечисления валюты в особо крупных размерах на счета этой фирмы по видом оплаты природного газа.
Кроме ЕЭСУ, другие украинские потребители российского газа были вынуждены перечислять средства за этот газ не на счета корпорации, а на счета United Energy Ltd. Пока речь идет о том, что за пределы Украины было вывезено около одного миллиарда ста миллионов долларов.
Второе уголовное дело возбуждено по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах на сумму сто сорок девять тысяч долларов. Основанием для возбуждения этого дела стало создание Юлией Тимошенко совместно с супругом на Кипре компании "Сомоли энтерпрайсез лимитед" и получение прибыли в размере одного миллиона долларов.
Напомню, что супруг Юлии Тимошенко, Александр, в настоящее время находится под стражей и против него как одного из руководителей ЕЭСУ, а также против его коллеги Александра Фальковича возбуждены уголовные дела, которые вместе с двумя новыми (против Юлии Тимошенко) объединены в одно производство с делом экс-премьера Павла Лазаренко, который по-прежнему томится на нарах, только американских.
Вице-премьеру украинского правительства грозит многолетнее тюремное заключение, конфискация имущества и запрет занимать руководящие должности в течение пяти лет после отсидки.
Вне всяких сомнений, звучит все это весьма убедительно. Многомиллионные долларовые суммы, миллиарды кубометров газа, а также связь с Павлом Лазаренко по логике должны отодвинуть на задний план все остальное, иначе зачем было с такой поспешностью объявлять о возбуждении дел против вице-премьера перед Рождеством.
Под "всем остальным", что должно отодвинуть на задний план тимошенко-лазаренковское дело, в первую очередь подразумевается, конечно, "кассетный скандал", тем более что перед Новым годом он получил новое развитие.
29 и 30 декабря в эфире Радио "Свобода" прозвучало два интервью. Первое дал радиостанции главный герой "кассетного скандала" майор СБУ в отставке Николай Мельниченко, тот самый, который в течение нескольких лет тайно записывал разговоры в кабинете президента Украины. Второе интервью по телефону дал Леонид Кучма.
Николай Мельниченко сообщил радиослушателям немало интересного. Во-первых, он еще раз подтвердил, что на протяжении нескольких лет вел тайные записи разговоров в кабинете главы государства, заявив лишь, что жалеет о том, что не начал это делать раньше. Во-вторых, по словам г-на Мельниченко, Леонид Кучма и его окружение готовили уничтожение Верховного суда путем проведения через Верховную Раду соответствующего законопроекта. В-третьих, Мельниченко заявил, что в его записях имеется информация о многомиллионных суммах, которые снимались с различных фирм, а также рассказал о некоем бизнесмене, которого он проводил к президенту. Бизнесмен, по словам Мельниченко, нес президенту презент стоимостью около пяти миллионов долларов. Речь шла о скифском золоте. Причем это было не в первый раз, когда бизнесмен одаривал главу государства. Помимо этого слушатели узнали, что по линии недвижимости за границей экс-премьер Павел Лазаренко, купивший в свое время виллу у знаменитого голливудского актера Эдди Мэрфи за несколько миллионов долларов, не одинок. Его коллега экс-премьер Пустовойтенко также является обладателем многомиллионной собственности на одном из экзотических островов. А что касается нынешнего премьер-министра Виктора Ющенко, то Мельниченко в очередной раз подтвердил, что Леонид Кучма готовился его уничтожить. "Также могу сказать, что президент давал указание уничтожить Ющенко. Это было сказано 30 марта одному из губернаторов. После этого они должны были подготовить письмо о том, что они недовольны работой Ющенко. И также было дано указание нескольким министрам, чтобы они написали заявление, что они на таких условиях работать не могут".
Кроме этого Мельниченко рассказал, что Леонид Кучма очень боится возможности вскрытия некоторых фактов, связанных с деятельностью Лазаренко. По его словам, имеется запись разговора Леонида Кучмы с генеральным прокурором Украины Михаилом Потебенько, который был крайне напуган возможностью перевода Павла Лазаренко из США на Украину.
Не менее интересно прозвучала и информация о том, что свою "работу" экс-офицер СБУ выполнял не в одиночку. "Эта операция была проведена не одним человеком. Мне помогали люди, но они не знали сути этой операции - что было, как было, где было. Мне помогали друзья, товарищи, которые меня знали. Но не знали, почему это делается и с какой целью". Отвечая на вопрос о возможном причастии к акции еще одного экс-премьера, бывшего руководителя СБУ Евгения Марчука, Николай Мельниченко ответил: "Я хочу вам сказать, что Евгений Кириллович, точнее, его структура - наиболее порядочная из тех, которые остались на Украине, я имею в виду СНБО (Совет по национальной безопасности и обороне. - "НГ")".
Касаясь дела Гонгадзе, Мельниченко заявил: "У меня нет доказательств, что он живой, но у меня нет и доказательств, что он уничтожен. У меня есть доказательства, что его "заказал" президент Кучма, и есть доказательства того, что он очень волновался за судьбу Гонгадзе после его исчезновения..."
В свою очередь, Леонид Кучма, заявивший не так давно, что Николай Мельниченко "больной на голову", отвечая на вопрос Радио "Свобода" о том, как могла спецслужба прозевать подслушивающее устройство, которое в течение двух лет якобы находилось под диваном в его кабинете, неожиданно заявил: "Понимаете, мне немножко все это иногда смешно, иногда хочется плакать, потому что если стояло какое-то устройство, то это же не "шутка" оппозиции, допустим, это уже шпионаж. Потому что в моем кабинете говорится не только об оппозиции, условно говоря, а говорится о многих серьезных государственных делах, которые представляют государственную тайну. И я не хочу, чтобы кто-то воспринимал это как какую-то мелкую шалость. У кого в руках может, допустим, оказаться такой материал, если в страшном сне подумать, что все это существует?.. Поскольку все то, что сегодня опубликовано по результатам этих пленок, - вы же представляете, что это не выдерживает никакой критики. Во-первых, я знать не знал этого журналиста. И журналиста такого в Украине практически мало знали, наверное, самые узкие, как говорят, специалисты. Потом - зачем президенту после выборов искать какого-то журналиста? Я же не похож на сумасшедшего, ни на еще какого-нибудь такого. Меня, как говорят, многие знают не один десяток лет и знают все мои, как говорят, за и против. Пойти на какие-то такие шаги - я же говорю, я не сумасшедший человек. Мне это просто не надо. Поэтому обвинять президента в таких делах, даже просто человека - это аморально, и я не знаю еще, какие тут слова найти..."
Комментируя обилие ненормативной лексики, звучавшей на пленке якобы из уст главы государства, Леонид Кучма сказал: "Я не слушал и не читал то, что там опубликовано, потому что однозначно считаю, что это провокация. А второе: я обыкновенный человек и могу где-нибудь при всем честном народе сказать не очень лицеприятные слова в адрес своих оппонентов. Но, как говорят, то, что там написано, - ну, у меня даже в лексиконе такого не существует, я придумать такого не могу..." Ну а инициатора "кассетного скандала" Александра Мороза Леонид Кучма назвал рупором, который просто используют. Кто именно использует Мороза, президент Украины уточнять не стал, заявив лишь, что все происшедшее - отлично подготовленная провокация.
Аудитория Радио "Свобода", равно как и число тех, кто имеет доступ к Интернету, на Украине невелики. Большинство же доступных СМИ практически полностью подконтрольны официальному Киеву. Пока единственная газета, которая опубликовала как оба интервью, так и пространный комментарий к ним, - "Зеркало недели", тираж которой не идет в сравнение с газетами типа "Факты и комментарии" или "Сегодня", которые контролируют люди из президентского окружения. Электронные СМИ находятся в таком же положении. Так что можно считать - большинство населения страны об этих интервью не узнает. Вместо "кассетного скандала", или "гонгадзегейта", населению будет предложен скандал вокруг вице-премьера Юлии Тимошенко с детальным смакованием завораживающе звучащих миллионов долларов, что, по мнению власть имущих, позволит заглушить "кассетный скандал". Тем более что тем же власть имущим будет чем заняться, ибо заявление Мельниченко о том, что он действовал не один, в силу чисто советской любви к раскрытию всякого рода заговоров должно дать обильную пищу для размышлений и поиска врагов. Правда, для этого нужно сперва признать подлинность кассет.
Киев