-Как выполняются российско-грузинские договоренности относительно сокращения российских вооружений и военной техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе?
- Российская Федерация в соответствии с договоренностями, изложенными в российско-грузинском Заявлении (Стамбул, 17 ноября 1999 года), и обязательствами по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в установленный срок - до 31 декабря 2000 г. - завершила сокращение подпадающих под действие этого Договора российских обычных вооружений и военной техники, размещающихся на территории Грузии. Процесс сокращения осуществлялся в соответствии с согласованными с грузинской стороной графиками. В результате проведенных мероприятий количество вооружений не превышает установленные адаптированным ДОВСЕ уровни базового временного развертывания.
По правилам ДОВСЕ был осуществлен ряд инспекций с участием иностранных наблюдателей, в том числе на российском объекте контроля в Гудауте (Абхазия, Грузия). Международные инспекторы получили доступ к технике, находящейся на территории инспектируемого государства, но не контролируемой ее центральными властями. В сложных условиях грузино-абхазского конфликта осуществлен вывод согласованного количества военной техники с территории Абхазии (Грузия).
По взаимной договоренности Москвы и Тбилиси будут продолжены российско-грузинские переговоры по осуществлению других обязательств, содержащихся в Заявлении от 17 ноября 1999 года. Российская сторона подтверждает свою позицию, что все его положения являются взаимосвязанными и подлежат выполнению во всех аспектах. В Москве надеются, что и все другие участники ДОВСЕ и Стамбульских договоренностей будут также четко соблюдать взятые на себя обязательства.
Что касается вывода из Грузии двух российских баз - Вазиани и Гудаута, - то такое решение было принято по желанию грузинской стороны. Договоренность о расформировании и выводе этих двух баз содержится в упомянутом российско-грузинском Заявлении. Намерены твердо ее придерживаться.
Относительно сроков и порядка функционирования двух других баз - Батуми и Ахалкалаки - будем продолжать искать с грузинской стороной взаимоприемлемые решения, руководствуясь нормами международного права и добрососедскими отношениями с Грузией.
Таким образом, комплекс стамбульских обязательств России, связанных как с расформированием, так и с функционированием российских военных баз в Грузии, полностью выполняется.
Что же касается попыток некоторых грузинских представителей увязывать вопрос о дальнейшем функционировании на территории Грузии российских военных баз Ахалкалаки и Батуми с ситуацией в грузино-абхазском урегулировании, то такая увязка безосновательна, так как не вытекает из договоренностей, достигнутых в ходе Стамбульского саммита ОБСЕ, а также обязательств, принятых по Договору об обычных вооруженных силах в Европе.
- В последнее время имели место перебои с поставками природного газа из России в Грузию. Иногда подобные факты интерпретируются как форма давления на Тбилиси...
- Мне трудно согласиться с такой постановкой вопроса. 4 января сего года в Москве состоялись переговоры с министром топлива и энергетики Грузии по урегулированию поставок газа. Грузинская сторона проинформировала, что заключен контракт между компанией "Итера" и грузинской Международной газовой корпорацией о поставках газа для ТбилГРЭС. Подача российского газа в Грузию быстро восстановлена.
Грузинская сторона положительно отреагировала на наше предложение о заключении межправительственного соглашения относительно обеспечения бесперебойных поставок газа из России в Грузию. Переговоры по этому вопросу будут продолжены.
- Как обстоит дело с реструктуризацией грузинской задолженности России?
- Понимаем трудности переживаемого Грузией периода. Готовы откликнуться на просьбу Тбилиси относительно повторной реструктуризации грузинского государственного долга России. Для достижения взаимоприемлемых развязок необходимы встречные шаги Тбилиси. Об этом мы неоднократно ставили в известность грузинскую сторону и предлагали различные варианты урегулирования.
После того как Тбилиси 15 декабря 2000 года погасил просроченную задолженность по основному долгу России в полном объеме, Россия заявила о готовности поддержать предоставление Грузии среднесрочной кредитной программы МВФ.
Если парламент Грузии ратифицирует Соглашение между Российской Федерацией и Грузией об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, подписанное 14 сентября 1993 года (так называемый "нулевой вариант"), будем согласны на реструктуризацию всего грузинского долга на условиях Парижского клуба в соответствии с принципом равенства кредиторов.
- Осложнились ли российско-грузинские отношения в результате введения визового режима поездок граждан?
- Прошел месяц после введения визового режима с Грузией. Весь этот период обстановка на пунктах пропуска на российско-грузинской границе остается спокойной. Никаких серьезных инцидентов и противоправных действий не отмечено. Гражданам Грузии выдано около 8 тысяч виз для поездок в Россию.
Продолжаем принимать все необходимые меры, чтобы сократить до минимума возможные неудобства, возникающие в связи с введением визового режима. В частности, до 1 марта 2001 года действует договоренность о беспрепятственном выезде к месту проживания граждан двух стран с территорий стран пребывания. Кроме этого предложили грузинской стороне открыть дополнительные консульские пункты России на территории Грузии (Батуми, Ахалкалаки, Цхинвали) с тем, чтобы сделать более удобным получение грузинскими гражданами российских виз. Ответ на наши предложения пока не получен.
Российская сторона всегда подчеркивала, что не заинтересована создавать какие-либо искусственные сложности для общения между народами наших стран.
Вместе с тем не могут не вызывать удивления попытки некоторых грузинских представителей представить законные действия России по обеспечению своей безопасности чуть ли не как вмешательство во внутренние дела Грузии. Россия уважала и уважает суверенитет и территориальную целостность Грузии, выступает за развитие добрососедских, взаимовыгодных отношений, учитывающих интересы друг друга. Введение визового режима никоим образом не затрагивает эти основополагающие принципы.
Готовы искать взаимоприемлемые развязки по восстановлению безвизового порядка поездок граждан двух стран. Прежде всего речь идет о налаживании эффективного сотрудничества между Москвой и Тбилиси в борьбе с террористами и их сообщниками. Несмотря на признание со стороны грузинских властей того, что в Панкисском ущелье действительно сложилась опасная ситуация в связи со скоплением там криминальных элементов, в том числе чеченских боевиков, решительных мер против них не предпринимается. Здесь продолжают действовать центры подготовки террористов, госпитали для их лечения. Под "крышей" гуманитарных миссий скрываются организации, осуществляющие материально-техническое и финансовое обеспечение террористов. Неоднократно заявляли, что находящиеся на территории Грузии боевики представляют опасность не только для России, но и для самой Грузии. Кстати, далеко не случайно посольства США и Великобритании в Тбилиси рекомендовали своим гражданам не посещать Грузию в туристических целях. Со своей стороны, мы также предложили российским гражданам воздерживаться от поездок в Ахметский район и Панкисское ущелье Грузии вплоть до нормализации там обстановки и наведения порядка.
В Москве хотели бы надеяться, что в Тбилиси возобладает конструктивный, взвешенный настрой. Это позволило бы в результате переговоров выйти на такие решения, которые сняли бы имеющиеся озабоченности, определившие необходимость введения визового режима.
- Какую роль в обеспечении стабильности на грузино-российской границе выполняет группа наблюдателей ОБСЕ? Как вы можете оценить ее эффективность?
- С января 2000 года на чеченском участке грузино-российской границы функционирует группа международных наблюдателей, входящая в структуру миссии ОБСЕ в Грузии. Ее задачей является мониторинг незаконных перемещений через границу. В составе группы работают и российские представители.
Давая согласие на развертывание этой операции, мы исходили из того, что международное присутствие послужит нормализации обстановки в этом регионе, поставит дополнительный заслон продолжающейся подпитке чеченских боевиков живой силой и оружием. За прошедший год наблюдатели ОБСЕ проделали определенную полезную работу в этом направлении, что дало нам основание согласиться на продление операции до весны нынешнего года. Вместе с тем считаем, что практическая отдача от присутствия мониторинговой группы на границе могла бы быть большей.
Россия последовательно выступает за повышение эффективности работы группы, снабжение ее необходимым оборудованием и персоналом. Иначе она рискует превратиться в бесполезную "бутафорию", имитацию активной деятельности. Ничего, кроме ущерба для авторитета ОБСЕ, это не принесет.
Стоило бы подумать над перспективой распространения зоны мониторинга группы на ингушский и дагестанский участки грузино-российской границы, а также на Панкисское ущелье.