-В РОССИИ бытуют самые различные взгляды и представления о "Дашнакцутюн". Какая оценка деятельности партии соответствовала бы, на ваш взгляд, реальности?
- Действительно, в России, как, впрочем, и в других постсоветских республиках, сформировались подчас взаимоисключающие друг друга оценки, представления, взгляды, касающиеся 110-летней истории "Дашнакцутюн". Такой неоднозначный подход, такие разночтения в деятельности нашей партии имеют свои объективные и субъективные причины. В течение десятилетий своего существования коммунистическому режиму удалось сформировать у значительной части людей негативные установки по отношению к тем политическим силам, чьи взгляды не соответствовали большевистской идеологии. Вся история стран социалистического лагеря, в том числе и история нашего народа, была заново переписана по принципу "кто не с нами, тот против нас" и в таком искаженном виде преподавалась в учебных заведениях. Формировалось стандартное, одномерное мышление, отвергающее с порога любые сомнения по отношению к партиям, зачисленным с легкой руки вождя всех народов в черные списки. Одной из таких партий и оказалась "Дашнакцутюн", чьи представления о будущем армянского народа не совпадали с представлениями большевистских властей. Длительное манипулирование общественным сознанием не могло пройти бесследно, вот почему старые, стандартные представления о "Дашнакцутюн" еще господствуют у части населения всего постсоветского пространства. После развала СССР некоторые политические силы Армении в межпартийной борьбе попытались использовать против "Дашнакцутюн" не только фактор живучести старых взглядов, но и метод навешивания новых ярлыков, который, кстати, используется и по сей день. Однако мы не озабочены этим процессом, усиление которого свидетельствует лишь об усилении позиций нашей партии.
Новые времена привели к переоценке ценностей, и в рамках этого процесса стали формироваться новые, объективные оценки истории нашего народа, и в частности истории нашей партии. Отношение к "Дашнакцутюн" стало коренным образом меняться. Но лучшим пропагандистом "Дашнакцутюн" явилась ее деятельность за последние 10 лет. Не случайно, что сегодня в ряды партии вступает преимущественно молодежь, которая не скована догматическим мышлением.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что наличие старых установок и формирование новых представлений о "Дашнакцутюн" в этот переходный период является основной причиной существования различных оценок деятельности нашей партии.
Что касается последней части вашего вопроса, то я хотел бы, чтобы наша партия воспринималась такой, какая она есть, не больше не меньше. "Дашнакцутюн" - это партия, посвятившая себя защите прав армянской нации, большая часть которой волею исторических судеб оказалась за пределами своей Родины; партия, стремящаяся привлечь внимание всех цивилизованных стран к трагедии, которую пережил наш народ в начале ХХ века, и восстановить попранную справедливость; партия, принимающая активное участие в формировании демократического, правового, социального государства, живущего в мире со всеми странами мирового содружества.
- Сегодня сложилось такое впечатление, что "Дашнакцутюн" находится не на стороне властей, но и не является оппозицией. Каковы позиции партии по отношению к политике, проводимой властями Армении?
- Прежде всего хочу сказать, что "Дашнакцутюн" всегда была, есть и будет на стороне народа и рядом с ним. Именно исходя из этого основополагающего принципа, партия строит свои отношения с властями и другими политическими силами. Имея определенные оговорки по отношению к внешнеполитическому курсу властей, следует отметить, что этот курс существенно отличается от антинациональной политики, проводимой прежними властями. Что касается внутренней жизни республики, то, несмотря на определенные положительные сдвиги, к сожалению, общая ситуация, и в частности в социально-экономической сфере, остается тяжелой. Понимая, что нынешнее положение досталось в наследство от прежнего режима, мы требуем от властей осуществить ряд решительных мер по преодолению существующего положения. Конечно, мы можем поднять народ и требовать отставки властей, однако сегодня такого рода действия могут полностью дестабилизировать внутриполитическую ситуацию страны и окончательно парализовать экономическую жизнь. Исходя из этих реалий, партия подвергает критике действия правительства не на митингах, а в парламенте, причем эта критика по своему существу является не популистской, а конструктивной. Сегодня мы пытаемся посредством законотворческой деятельности нашей фракции и разработки альтернативных программ помочь властям преодолеть создавшуюся ситуацию.
- Какие конкретные подходы предлагает "Дашнакцутюн" для решения социально-экономических вопросов?
- Для выхода из создавшегося положения, на наш взгляд, следует осуществить ряд срочных мер. Так, следует разработать концепцию национальной безопасности и соответствующим образом перестроить структуру и работу Совета национальной безопасности. В деятельности этого института большая роль должна быть отведена сфере экономической безопасности. Следует также пересмотреть направленность экономической политики, целью которой должно быть установление социальной справедливости и солидарности между всеми слоями населения. Необходимо положить конец экономическим монополиям и вести жесткую борьбу по ликвидации теневой экономики, коррупции и взяточничества. Пока существует это зло, бессмысленно говорить о каком-либо бюджете, удовлетворяющем потребности разных сфер, и в первую очередь - социальной сферы. Необходимо установить такие оптимальные налоги и таможенные пошлины, которые позволят развивать отечественное производство и расширят средний слой производителей и бизнесменов, вызовут у предпринимателей заинтересованность в расширении сферы своей деятельности. Следует также не только создать правовое поле для зарубежных инвестиций, но и на практике защищать интересы инвесторов. Решение этих важнейших задач позволит не только преодолеть создавшееся тяжелое социально-экономическое положение, но и создать основы для формирования будущей мощной экономики.
В отличие от большевистского социализма наш евросоциализм предполагает существование различных форм собственности. Социализм должен осуществляться на основе рыночной экономики, однако в руках государства должны оставаться те объекты, которые имеют стратегическое значение. Вместе с этим в распоряжении государства должны находиться здравоохранение, социальное обеспечение и образование, что позволит преодолеть создавшуюся социальную поляризацию, обеспечит социальную справедливость, которая предполагает достойную жизнь всех слоев населения.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние армяно-российских отношений и как представляете перспективу их развития?
- Между Арменией и Россией существуют традиционные исторические, духовные и культурные связи. В 1997 году между нашими странами был подписан "большой" Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вывел армяно-российские отношения на уровень стратегического сотрудничества. Исходя из общности стратегических интересов в регионе, Армения и Россия, как на уровне двусторонних, так и рамках Договора о коллективной безопасности, динамически развивают свои взаимоотношения в военно-политической и в военно-технической сферах.
Что касается экономического сотрудничества между нашими странами, то, несмотря на определенные подвижки в этой области (создание ряда совместных армяно-российских предприятий в нашей республике и так далее), эти взаимосвязи пока не находятся на удовлетворительном уровне. Сегодня армянские и российские власти изучают возможности по созданию маршрутов Кубань-Грузия-Армения и Астрахань-Энзели (Иран)-Армения. Осуществление этих программ позволит России поднять на новый уровень свои экономические взаимоотношения не только с Арменией, но и с Ираном, странами Ближнего Востока, откроет выход к Индийскому океану. Для Армении, в свою очередь, через российскую территорию открывается дорога в Европу. Однако, к сожалению, следует отметить, что чаще подобного рода экономические проекты остаются только на бумаге. Например, до сих пор не осуществлены многочисленные положения "большого" Договора. Одним словом, сегодня армяно-российские экономические взаимоотношения имеют большой потенциал, в реализации которого заинтересованы наши страны.
- Каковы позиции "Дашнакцутюн" в вопросе Нагорного Карабаха?
- "Дашнакцутюн" всегда выступала за признание со стороны мирового сообщества независимости Арцаха. Вместе с этим наша партия считает, что НКР должна сохранить свою общую границу с Арменией. Что касается переговорного процесса, то мы являемся сторонниками его продолжения, ибо видим разрешение вопроса не на поле брани, а за переговорным столом. Во-вторых, к политическому диалогу Еревана и Баку должны подключиться власти НКР, так как не следует забывать, что последнее и решающее слово остается за Степанакертом. В-третьих, все вопросы должны быть решены только пакетным вариантом, то есть все вопросы в начале должны быть решены за переговорным столом, после чего следует перейти к их практическому осуществлению. В-четвертых, в документах, предлагаемых Минской группой ОБСЕ, должны быть закреплены положения, касающиеся освобождения северной части территории НКР и Шаумянского района, захваченных азербайджанскими войсками, и вопросов возврата армянских беженцев. Вместе с этим мы не против того, чтобы параллельно процессу политического урегулирования или отдельно от него начался процесс обсуждения восстановления армяно-азербайджанских экономических отношений, что может положительно повлиять на справедливое решение арцахской проблемы.
- В вопросах армяно-турецких отношений "Дашнакцутюн" занимает жесткие позиции. Чем это объясняется и как вы представляете будущее армяно-турецких отношений?
- На сегодня существуют два нерешенных вопроса, наличие которых препятствует установлению нормальных отношений с нашим восточным соседом. Первое - Анкара не желает принять и осудить факт геноцида армян, который был осуществлен в Османской империи. Более того, турецкие власти пытаются приостановить процесс осуждения геноцида армян со стороны ряда стран. В ноябре сего года Европарламент, парламенты Франции и Италии приняли резолюции, осуждающие геноцид армян. Кстати, к числу цивилизованных стран, которые приняли и осудили чудовищное преступление, относится и Россия. Пока турецкие власти не признают и не осудят геноцид армян и не возместят не только моральный, но и материальный ущерб, нанесенный армянскому народу, как это сделала Германия по отношении к еврейскому народу, Турция, на наш взгляд, не сможет занять достойное место в ряду цивилизованных стран, на что она претендует сегодня.
Второе препятствие, которое мешает установлению армяно-турецких отношений, - это воинственная позиция Турции по отношению к вопросу Арцаха. Пока Анкара не примет нейтральную позицию в этом вопросе, невозможно говорить о каком-либо сотрудничестве с Турцией. Таким образом, будущее армяно-турецких отношений полностью зависит от решения этих двух вопросов.
Что же касается Анкары, то она обуславливает свои взаимоотношения с Ереваном теми же двумя вопросами, то есть она считает, что Ереван не должен поднимать вопрос геноцида армян и должен пойти на значительные уступки в вопросе Арцаха, что неприемлемо для властей Армении. И пока Турция не изменит своей позиции по отношению к Армении и наоборот, сегодня следует говорить не о жестких позициях "Дашнакцутюн", а о жестких позициях Турции.