- ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА, можно ли сегодня говорить о том, что украинско-российские проблемы в сфере ТЭК решены? Кажется, подготовка соответствующих документов близка к завершению?
- Я считаю чрезвычайно важным то, что между Украиной и Россией начат конструктивный диалог относительно, как вы сказали, проблем ТЭК (в первую очередь, конечно, речь идет о поставках газа). Сам факт такого диалога является залогом дальнейшего нормального сотрудничества и партнерства между нашими странами. Я уверена, что в ближайшее время будут окончательно утверждены документы, предлагающие для обоих наших государств взвешенный, взаимовыгодный, я бы сказала - почти идеальный вариант развития "энергетических отношений". Надеюсь, уже через несколько дней содержание соответствующих соглашений будет обнародовано. Поэтому давайте вернемся к этому вопросу немного позже.
- Хорошо, давайте пока поговорим о политике. Юлия Владимировна, как вы характеризуете политические тенденции на Украине? И насколько сегодня стабильно правительство, в котором вы работаете?
- Я оптимист. Поэтому считаю, что, невзирая на любые политические расклады, это правительство будет работать долго. Достаточно долго, чтобы успеть завершить начатое. Сегодня, я уверена, правительство стабильно, как никогда ранее. Почему? Потому что это первое украинское правительство, которое добилось очевидных положительных результатов в экономике. Впервые существенно сокращена внешняя задолженность, переводится в цивилизованное русло импорт энергоносителей, вовремя принят реальный бюджет, в текущем году впервые не только выплачены все задолженности по пенсиям, но даже увеличен размер пенсионного обеспечения. Причем все это делалось в год, когда Украина впервые не получала никаких займов и кредитов МВФ. То, что нам удалось сделать, невозможно оспорить. Речь ведь идет не просто о статистических показателях, но о том, что положительные результаты деятельности правительства почувствовала вся страна, каждый человек на Украине. Что касается тенденций, то все последние политические события свидетельствуют о борьбе за власть. Огульная критика в адрес правительства - только часть этой борьбы. Все просто: нынешний состав Кабинета министров не устраивает некоторые бизнес-политические силы, ибо проводимые реформы - например, в ТЭК - не в интересах теневых структур. Чтобы вернуть себе "место в тени", эти силы пытаются захватить власть. Я не идеализирую ситуацию: невиданно жесткая борьба продолжается каждый день, и каждый день существует риск вернуться к прежним правилам и условиям, в которых заинтересованы "бизнесмены в политике". Проблема сложна, поскольку власть - имеются в виду не конкретные люди, а сама система власти - создала условия для развития украинской экономики в тени. Более того, система власти позволила использовать себя для развития и укрепления теневых структур. Но я уверена: если одно правительство однажды найдет в себе мужество преодолеть сопротивление "теневиков" и создать цивилизованные правила в экономике, то теневые структуры рано или поздно перейдут в легальную экономику и станут не менее успешно работать. Сегодня я вижу единственную возможность отстоять достигнутое нашим правительством в консолидации всех ветвей украинской власти для выполнения общей задачи, достижения главной цели - построения цивилизованной экономической системы.
- Юлия Владимировна, ваши оппоненты упрекают вас в первую очередь в провале реформ в ТЭК, в частности - в электроэнергетике.
- Я знаю, о ком вы говорите и в каких подконтрольных СМИ эти люди обнародуют свою точку зрения. Даже дети в стране знают, что информация, которую подает, например, телеканал "Интер", "заказана" теми людьми, по чьим карманам и по чьему политическому будущему действия правительства ударили столь сильно, что они криком кричат. Но, пытаясь дискредитировать правительство и меня лично, "энергетические олигархи" дискредитируют только себя: мы работаем для страны, а они - только для собственного обогащения, и это очевидно. На каждый аргумент есть свой факт. Так вот, фактом является то, что украинская энергетика - по техническому состоянию, по запасам топлива, по всем показателям - была к зиме абсолютно готова. Достаточно сказать, что за последние четыре месяца не было на Украине ни веерных, ни аварийных отключений. Что касается первых дней декабря, то ряд областей были обесточены стихией. За последние сто лет на Украине впервые случилась такая природная катастрофа. Ледяные глыбы на проводах разрушили многие линии электропередачи. В Одесской и Винницкой областях придется создавать новую энергетическую инфраструктуру. Правительство в этом виновато?! Как к этому можно было подготовиться? Тем не менее правительство максимально оперативно отреагировало на ситуацию. Восстановительные работы ведутся круглосуточно. Могу утверждать, что, несмотря на стихийное бедствие, украинская энергосистема всю зиму будет функционировать нормально. Нет никаких оснований говорить о коллапсе - или чем там нас пугают?
- Вы однажды сказали, что жить на Украине становится "смертельно опасно". Можете конкретизировать это утверждение?
- Да, то, что сейчас происходит... У меня действительно есть сильные враги. Но сегодня я бы сказала так: беда всех этих ребят в том, что я могу с ними бороться на равных. Я абсолютно защищена, поскольку независима от них, хорошо знаю технологии, по которым они работают. И уверена в том, что то, что я делаю, - это правильно и необходимо. Меня поддерживают очень многие люди. Поэтому мне кажется, что со мной ничего не случится. Я делаю праведное дело.
- Вице-премьер уповает на высшую справедливость, надеясь на то, что "с ней ничего не случится". А Генеральная прокуратура тем временем заявляет о намерении возбудить против вас уголовное дело - не называя ни причин, ни оснований. Для демократического европейского государства - не слабо!
- Уголовное дело, которым меня пугают, пока не возбуждено. Но я осознаю, что в принципе против любого человека, который хоть день работал в украинском бизнесе, может быть возбуждено уголовное дело. Правила работы до сих пор были такими, что основания можно найти. В данной ситуации важны два момента. Первое - игра, которая сейчас ведется, направлена не лично против меня, но против человека, взявшегося за наведение порядка в ТЭК. И второе - на Украине, к сожалению, не существует понятия защищенности для любого человека, в том числе для тех, кто занимает высокие государственные посты. Когда затрагиваются интересы могущественных теневых структур, не может быть не только ощущения безопасности, но и возможности справедливой судебной защиты. Да, я разворошила осиное гнездо. Но кто-то ведь должен был делать эту грязную и опасную работу. Впрочем, не так - мне интересно то, что я делаю, и, конечно же, приятно осознание того, что моя работа важна для многих людей, для страны. Боюсь ли я? Каждый человек испытывает страх. Но все по-разному его переносят. Я со своим страхом уже давно справилась. Страшно было только вначале. Я знаю, что делаю. И верю в то, что я сильнее, что я смогу победить. Слабость моих противников в том, что они считают всех граждан Украины круглыми идиотами, которые не понимают, что на самом деле происходит. И работа силовых структур, направленная против людей, которые занимаются возрождением страны, - это проявление слабости. Что они могут сделать? Я не боюсь того, что потеряю свою должность или даже свободу. Главное - мне никогда не будет стыдно перед собой, моей семьей, друзьями, коллегами, перед страной. И поэтому я не откажусь от своих взглядов и от своей работы. Я честный и сильный человек.
Киев