Президент Туркмении и делегации афганцев совершили намаз в одной из мечетей Ашхабада.
ПРАЗДНОВАНИЕ пятилетия со дня принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана" весьма органично совпало с возобновлением в Ашхабаде межафганского диалога. Пока все причастные к его организации стороны осторожно называют состоявшиеся в туркменской столице переговоры делегаций из Афганистана "неформальными", поскольку они явили собой практически совместную вечернюю трапезу после дневного поста, завершившуюся трехчасовым обсуждением основных проблем многострадальной страны. Однако появившиеся уже вчера сведения о возможном продолжении межафганского диалога уже в начале января будущего года косвенно подтверждают успех нового ашхабадского раунда.
Формально президент Туркменистана Сапармурат Ниязов пригласил обе стороны внутриафганского конфликта направить свои делегации для участия в торжествах по случаю 5-й годовщины нейтралитета. Одновременно в Ашхабад прибыл спецпредставитель генерального секретаря ООН в Афганистане Франсиск Вендрелл, который и должен был дипломатично подтолкнуть "талибов" и "северян" к возобновлению прямого диалога.
То, что обе делегации имели солидное представительство, косвенно свидетельствовало о желании сторон по крайней мере не противиться попыткам усадить их за общий стол. Делегацию движения "Талибан" возглавлял министр образования и информации мулла Амирхан Муттаки, правительство Раббани-Масуда было представлено делегацией во главе со спецпосланником Сайджаном Абдуреимом.
Прошедшие в закрытом формате переговоры показали, что обе стороны уже устали от войны. По словам источника "НГ" в туркменском МИДе, афганцы на сей раз не ставили друг перед другом ультимативных условий. Наоборот, по ряду позиций их точки зрения оказались весьма близкими. Например, они нашли много общего в толковании исламских законов. Сенсацией стало как заявление талибов о готовности признать возможным наличие в будущем мирном государстве невооруженной оппозиции в лице "северян", так и высказывание представителей альянса о том, что возможное коалиционное правительство не обязательно должно содержать равное количество министров от каждой из сторон.
Сам гостеприимный хозяин - Сапармурат Ниязов отказался от официальных комментариев по поводу межафганских переговоров, заявив, что дело третьей стороны - лишь обеспечить условия для такой встречи. Любой же комментарий, по словам Туркменбаши, вольно и невольно может повлиять на ход процесса. Но сам факт диалога, заявил туркменский лидер, показывает, что группировки способны говорить не только на языке угроз.
Нелишне напомнить, что в последний раз представители противоборствующих сторон садились за стол переговоров полтора года назад. В этой связи понятен и оптимизм Франсиска Вендрелла, подчеркнувшего в беседе с корреспондентами "НГ" "неоценимую роль руководства Туркменистана в создании условий для диалога". По словам дипломата, крайне важно, что Ашхабад остается для обеих сторон действительно нейтральным государством, не вмешивающимся в их внутренние дела.
В то же время нынешний ашхабадский раунд прямого общения "талибов" и "северян" проходил на фоне подготовки к рассмотрению в ООН вопроса об ужесточении санкций по отношению к нынешнему кабульскому режиму. В Ашхабаде убеждены, что данный шаг не пойдет на пользу процессу урегулирования и может вновь обострить ситуацию. Как заявил российской прессе спецпредставитель президента Туркмении по вопросам Каспия и урегулирования в Афганистане Борис Шихмурадов, в случае введения санкций туркменское руководство не намерено менять свою "афганскую" политику. "Мы по-прежнему будем общаться с обеими враждующими сторонами и поставлять афганским территориям электроэнергию независимо от того, кто ее контролирует. Мы ведь спасаем не лидеров, мы спасаем народ", - подчеркнул дипломат.
После встречи с делегациями из Афганистана, состоявшейся непосредственно на правительственной трибуне во время праздничной манифестации, президент Туркменистана заявил, обращаясь к находившимся здесь же послам иностранных государств: "Если "ключ" к миру сегодня в руках у самих афганцев, то полное его достижение зависит от изменения политики ведущих держав - США, России, Китая в отношении Афганистана. Я прошу вас, передайте своему руководству наше мнение о том, что Афганистан не должен рассматриваться только как козырь в геополитической игре. Там ведь гибнет народ".
Ашхабад