-Расскажите, пожалуйста, о своей довоенной жизни.
- Я родился в 1960 году. Окончил геологический техникум. До войны жил в поселке Пяндж. Работал мелиоратором.
- Вас часто обвиняют в помощи Исламскому движению Узбекистана.
- Это ложь. Во время войны узбекские моджахеды действительно сражались вместе с нами и Джумой Намангани (один из лидеров Исламского движения Узбекистана. - И.Р.), он был моим заместителем, но потом наши пути разошлись. В 1999 году я уговорил Намангани, чтобы он вместе со своими бойцами покинул Каратегинскую долину, и мы, узбекские моджахеды, переправились в Афганистан. Джумабой до сих пор держит на меня обиду, что я отказал ему в помощи.
- Однако Ташкент уверяет, что узбекские исламисты нападают каждый раз с территории Таджикистана.
- Вы поймите, для моджахедов не существует границ. Узбеки переходят узбекско-афганскую границу, а уже затем пробираются в горные районы Узбекистана недалеко от таджикской границы.
- Киргизские военные говорили мне, что оружие и продовольствие для узбекских моджахедов доставляли вертолеты МЧС Таджикистана.
- Это опять ложь. У меня просто нет вертолетов.
- В прессе неоднократно высказывалась версия, что Душанбе помогает узбекским исламистам в отместку за то, что на территории Узбекистана скрывается вместе со своими боевиками Махмуд Худойбердыев, пытавшийся совершить государственный переворот в Таджикистане.
- Весь мир знает, что Худойбердыев скрывается в Узбекистане, но это не значит, что мы оказываем помощь узбекским исламистам.
- Вы - верующий человек. По законам ислама нужно помогать братьям по вере, если они попали в беду. Если следовать этой логике, то вы просто обязаны были помочь узбекским моджахедам.
- У нас, таджиков, случилось большая беда. Нам нужно разобраться в своих проблемах, а не вмешиваться в дела другого государства.
- Многие таджики считают Бухару и Самарканд исконно таджикскими землями...
- Сейчас не время поднимать этот вопрос.
- Как эта проблема будет решена в будущем?
- Как решит Аллах.