Нет ничего более трудного, чем предсказывать судьбу человека среди неожиданных событий и людей с их непостоянными обстоятельствами. Тем более неблагодарным покажется труд человека, предсказывающего судьбу народа и страны в наступающем XXI веке, на пороге которого жизнь Евразийского континента забурлила, как мощный вулкан.
В подобной ситуации можно ясно себе представить чрезвычайную трудность какого-либо предвидения вообще.
Тем не менее, несмотря на сомнительность прогноза, именно благодаря возможности предвидения в строго ограниченных пределах человек и общество обретают уверенность, вступая в будущее. И так происходит на каждом шагу.
Таджикистан представляет собой относительно небольшое государство и в силу этого во многом зависит от процессов, происходящих за его пределами. Поэтому характер и особенности континентальной жизни определенно влияют на страну, находящуюся в центре Евразии. Находить оптимальные решения для своей устойчивой жизни на перекрестке, где сталкиваются интересы больших мировых образований, - задача, которую следует постоянно решать нашей республике.
Несомненно, что компромисс этих интересов в Таджикистане и по поводу Таджикистана, достигнутый в результате миротворческих усилий прежде всего самих таджикистанцев, и привел их к миру.
Каков же сегодня Евразийский континент, от общей ситуации на котором зависит и судьба Таджикистана, каково его будущее? Ответ на эти вопросы прояснит и вопросы будущего нашей страны.
Во-первых, наш континент резко отличается от, назовем условно, Большого Запада тем, что он крайне асимметричен, его регионы и страны очень не похожи друг на друга. Это не Запад, где политические системы и системы ценностей различных стран и народов достаточно близки и даже составляют единое целое во многих отношениях. Вместе с тем и у государств нашего континента также есть много общего, однако оно несколько иного плана.
Асимметрия евразийских стран унаследована от прошлого. Идеологические системы, которые разделяли и противопоставляли народы и страны, отступили, но еще не канули в прошлое. И сегодня, в период отступления в одних странах идеологически господствующих систем, мы видим наступление других идеологических систем в других частях континента.
Что же мы можем противопоставить крайней неоднородности стран континента в целях мира и устойчивости? Это глобальный вопрос, имеющий отношение ко всем странам и особенно к нам.
Неоднородность политических систем, идеологические различия евразийских стран - это в XXI веке явление чрезвычайно длительного характера. Последнее выдвигает перед всеми государствами нашего континента, в частности перед Таджикистаном, задачи укрепления новой системы международных отношений, основу которых составляет политическая толерантность друг к другу. Постепенно она зарождается уже сегодня, но должна еще охватить всех как единое целое. Это означает, что Китай имеет такое же право на коммунизм, какое имеет Иран на ислам как основу своей государственности, а страны Центральной Азии - на право быть светскими государствами. Каждый народ вправе сам определять свою судьбу, свой исторический выбор без вмешательства извне.
XXI век зарождается в борьбе тенденций и альтернатив, одна из которых направлена на установление мира и устойчивое развитие стран. Альтернатива мира требует от нас неуклонного утверждения гуманистического принципа, согласно которому никто не имеет права насильно навязывать другому свой образ жизни, поведения, мыслей, волю, формы духовности или религию, культуру и язык.
Этот принцип должен в наступающем столетии стать всеобъемлющим и в международных отношениях, и во внутренней жизни народов как выражение стремления к ненасилию, миру и гуманизму. Как идеал он будет всегда привлекать взоры людей на протяжении длительной перспективы, а как реальность - давно зародился в международной и внутренней жизни многих стран.
Принцип ненасилия утверждается и в Таджикистане, недавно вышедшем из ада гражданской войны и окончательно сегодня выбирающемся из пучины насилия милитаризованного в последнее десятилетие общества. Этот принцип определяет отношения нашей страны с Россией, государствами Центральной Азии, СНГ, ОБСЕ, Китайской Народной Республикой, странами исламского мира.
Придерживаясь принципа ненасилия, участники межтаджикского диалога смогли установить мир в нашей республике. Но данный принцип не действует сам по себе, политические силы должны были изменяться сообразно его требованиям. Это произошло с принятием сторонами формулы согласия, заключающейся в признании всеми единой цели - создания в Таджикистане правового демократического светского государства. Твердый курс на создание демократического общества будет определять мирное будущее Таджикистана в XXI веке.
Мы никому не навязываем свою модель демократии, вырастающей на нашей почве, с ее системой светского общества. Однако мы, и это наше демократическое право, будем отвергать любые навязываемые нам чужие модели обустройства нашего государства, которые могут только ухудшить положение в стране, привести к расколам и политическим кризисам, потере независимости.
По сути дела, независимость Таджикистана, утверждение в его внешней и внутренней жизни вышеназванного принципа ненасилия зависят прежде всего от геополитических приоритетов. И здесь мы, снова касаясь будущего Евразийского континента и его внутренних контуров и реалий, выражаем твердую уверенность в том, что в будущем столетии Россия, выдержав все испытания, останется одним из самых значительных мировых центров силы - политической, военной, технологической, экономической и т.д. Она не будет разрушена, даже если ей навяжут новую гонку вооружений. Именно это определяет долгосрочную перспективу национальной безопасности нашего государства, которого с Россией связывают отношения стратегического партнерства и союзничества.
Вместе с тем процессы глобализации требуют установления тесных отношений Таджикистана со многими странами, то есть республике необходимо диверсифицировать свои межгосударственные отношения. Без этого она окажется в стороне от важнейших политических, экономических, научных и культурных процессов.
Политика нашего государства направлена на формирование развитой социально-ориентированной рыночной экономики как неотъемлемой части мировой экономики. Страны Евразийского континента сделали окончательный выбор в пользу рыночных отношений, и в этой сфере у всех нас общая судьба. Кто-то раньше, кто-то позже вступил на этот путь. Никакая идеология уже не сможет препятствовать продвижению по нему, и выбор перспективы является итогом развития в уходящем столетии.
Придерживаясь курса на создание полнокровных рыночных отношений, мы в своей политике всегда будем выдвигать на первый план требования социально-ориентированной рыночной экономики как главного приоритета в органической связи с указанными выше принципами. Социально ориентированные рыночные отношения как цель развернуты в целом ряде наших программ, и уже начато продвижение в этом направлении.
Вместе с тем последнее не оторвано от конкретных географических и природных условий Таджикистана. В настоящее время успешное продвижение по выбранному пути зависит от учета природных условий страны и региона. Без этого вообще не может быть функционирования любой экономики в Центральной Азии.
На примере природных условий Таджикистана и Центральной Азии мы можем еще раз видеть влияние глобальных процессов на нашу жизнь.
Парниковый эффект, о котором много говорят в аспекте потепления климата планеты, по всей видимости, имеет прямое отношение и к нам. Ученые Таджикистана, сравнивая топогеодезические карты, аэрофотоснимки в августе-сентябре 1949 года и космические снимки, относящиеся к этим же месяцам последующих десятилетий, снежно-ледового покрытия ледника Федченко, самого крупного на Памире и в Центральной Азии, пришли к выводу, что за последние 50 лет гидроресурсы ледника сократились на одну треть.
Разумеется, природа планеты знает большие циклы потепления и обледенения, но мы сейчас, по всей видимости, переживаем период потепления, и если эта тенденция продлится, то в ближайшие 100 лет от ледника Федченко вряд ли что останется. Но важно другое: в самое ближайшее время, если не предпринять необходимых мер по сохранению водных ресурсов Таджикистана, начнется тяжелый период для всех центральноазиатских стран. Обозначенная проблема носит глобальный характер, и ее должны решать всем миром с непосредственным участием мирового сообщества.
Новые принципы международных отношений, о которых говорилось выше, являются залогом мирного, разумного решения народами Центральной Азии всего комплекса вопросов гидро- и топливно-энергетических ресурсов региона. Эта проблема в ближайшее время выдвинется на первый план и будет определять всю систему отношений в регионе, а не только в Центральной Азии на протяжении десятилетий XXI века. К нему сведутся и проблемы Аральского моря, и Сарезского озера, и взаимной помощи стран региона друг другу в сфере энергетики.
Изменения природы предъявляют к людям категорические требования быть разумными и благожелательными друг к другу, толерантными и осторожными. Мы не должны допустить новых конфликтов в регионе, а залогом этого является использование комплексного подхода, исключающего односторонность. Мы имеем в виду необходимость рассмотрения всей энергетики Центральной Азии как единой системы. Вместе с тем планетарную угрозу можно отвести, используя внутренние резервы и обратив на нее внимание мировой общественности, международных организаций и структур, которые известны гуманитарной деятельностью в разных частях света.
Чтобы не испытать шока от встречи с будущим и встретить его во всеоружии, следует уже сегодня начать серьезно думать о всех указанных проблемах. Для нас в Таджикистане это означает необходимость существенной корректировки стратегии использования водных ресурсов, других видов энергоисточников. Всем следует понять, что ценность воды не меньше, чем ценность нефти, газа, угля и других видов топлива и энергоисточников. Тщательно разработав новую стратегию в отношении источников энергии и их использования и в целом - экологии природы и энергетики края, мы должны сделать все для устойчивого будущего страны и региона. Важно определить перспективу и не метаться из стороны в сторону ни по одному глобальному вопросу настоящего и будущего.
Когда возникает какая-либо угроза, это объединяет людей, страны, народы, политические силы. Философия будущего Таджикистана должна исходить из приоритетности экологической угрозы в общественно-природных условиях мира наряду с другими угрозами, имеющими международный характер. Это будет способствовать сплочению здоровых сил региона.
Необходимость устранения экологических угроз суть новая дополнительная почва для укрепления всей системы отношений в Центральной Азии. Ни один процесс не проходит гладко, но самое главное - воля, стремление найти взаимоприемлемые решения. Мы надеемся, что этот разумный выбор возобладает в XXI веке.
В 2016 году население Таджикистана должно возрасти до 10 млн. Это другая глобальная для страны проблема, которая должна перейти из стадии стихийного проявления в стадию управляемой. Предстоит найти не только способы решения демографических вопросов, но и такие пути развития экономической жизни, политики, культуры, медицины и образования, чтобы общество могло успешно развиваться.
Наряду с вышеназванными проблемами важнейшими для нас являются вопросы отношения к Востоку, исламскому миру и европейской цивилизации как основы для дальнейшего развития в XXI веке. Часто приезжающие к нам европейцы не скрывают своего удивления по поводу существенных сдвигов в жизни населения по пути модернизации.
Сразу же заметим, что модернизация, произошедшая в нашей стране, во-первых, не во всем плод добровольного принятия новаций коммунистического мира. Во-вторых, ее нельзя усматривать во многих событиях: не по воле народа дважды менялся алфавит, отнюдь не желанием населения объясняется вытеснение из вузов таджикского языка, не при поддержке народа господствовал государственный атеизм.
Ясно, что не в этом заключалась модернизация жизни населения. Она проявилась прежде всего в принятии людьми новых ценностей, связанных с развитием в стране бесплатного образования и медицины, естественных и гуманитарных наук, светской культуры и искусства, разделением государства и религии, индустриальным развитием и внедрением относительно новых для того времени технологий.
Идея модернизации глубоко вошла в сознание людей. И в последнее десятилетие XX века у нас снова на крыльях этой идеи совершалось все - и самое светлое, и самое черное. На нас лежит великая ответственность, заключающаяся в том, чтобы обновляющуюся жизнь не направить на бездумное восприятие западной массовой культуры, не знающей нравственных ограничений. Я говорю о массовой культуре, а не о подлинной европейской культуре с ее величайшими достижениями и в области высокой нравственности.
Исламская революция в Иране была одним из ответов на бездумную вестернизацию жизни страны. Мы не вправе допустить, чтобы жизнь народа Таджикистана, окунувшись сначала в одну крайность, затем, вырвавшись из нее, была брошена в другую. Залогом устойчивого развития республики будут светская государственность, светская культура и религиозность на основе свободы совести, не противоречащая гуманизму, разуму и морали. Жизнь показала, что народы мира не приемлют ни религиозного фанатизма и экстремизма, ни какой-либо иной идеологической крайности.
Европейская культура - одно из величайших творений человеческого духа. Но история свидетельствует, что она сама по себе не гарантирует ни от разгула фашизма и расизма, ни от гримас бескультурья. Именно поэтому на Западе был создан сложнейший механизм защиты демократии и культуры, механизм, не допускающий превращения аномалий здорового общества в норму.
Мы видим будущий Таджикистан как общество, не дающее увлечь себя двумя группами идей, которые по существу разрушают устойчивое развитие страны.
Первая группа идей, отвергая подлинные достижения модернизации XX века, стремится к восстановлению некоего "национального типа" людей (здесь имеется в виду реставрация прошлого, даже возвращение к халифату). При этом сторонников такого подхода не смущает архаичность отката в прошлое. Спекулируют на идее возрождения такой религиозности, которая не допускает свободы совести, то есть современных достижений мировой цивилизации и демократии, норм Всеобщей декларации прав человека.
Вторая группа идей, неприемлемых для нашего будущего, связана с попытками некоторых заинтересованных сил дискредитировать религию в процессе борьбы против международного терроризма. В поисках его корней они готовы обвинять священную религию - ислам, что в высшей степени несправедливо и деструктивно. Громадный мир ислама мирно трудится, занимается производством и торговлей, развивает культуру и науку. Этими идеями пытаются увлечь нас на путь изоляции от исламского мира.
Таджикистан не дает обмануть себя ложными, разъединяющими идеями и делает все, чтобы укрепить свои связи со странами, с которыми у нашего народа существуют тысячелетние связи и единая религия.
Мы находимся на границе исламского и европейского миров. Эта реальность XXI века требует от нас сбалансированного отношения с окружающим нас миром. Век грядущий требует от нас достойной встречи с новациями третьего тысячелетия.
Суверенный Таджикистан заново открывает для себя Китай, Японию, Индию, другие страны Южной, Восточной и Западной Азии, начинает сооружать новые мосты культурно-исторического и политико-экономического сотрудничества. Это часть процесса глобализации, идущего по разным направлениям.
Наша страна движется по пути к открытому обществу, и мы уверены, что именно таким она будет в грядущем столетии. Все народы ожидает глобальный синтез культуры, экономики, политико-информационной жизни. Но мы сделаем все, чтобы, участвуя в этом процессе, сохранить облик своей культуры, не допуская повторения трагедий XX века.
Когда мы говорим о возрождении народа, нельзя понимать это как "очищение" культуры от различных взаимовлияний. Всякое "очищение" политическими средствами вызывает насилие, кровь, трагедию. Например, Япония сохраняет свои традиции и не идет по пути "очищения" от усвоенных достижений и наслоений модернизации европейского типа. Пользуясь японской техникой, никто не считает ее чужой для своей страны. Более того, "Сони", "Тойота" рассматриваются как символы подлинно японских достижений, ставших возможными благодаря ее современной политической и экономической организации жизни. Точно так же это относится к демократии, которая стала органической частью японской действительности. В то же время для японцев остаются священными их вековые традиции.
Мы должны идти не путем "очищения" от влияний XX века, что, например, означало бы отказ от русского языка, европейской одежды и т.п.
Подлинное возрождение народа мы видим не на путях запретов, а прежде всего на дороге наибольшего благоприятствования развитию различных сфер жизнедеятельности в русле национальных интересов и мира в стране. Это значит, что мы будем поощрять у себя освоение русского, английского, китайского, японского, арабского и других языков, но будем прежде делать все для того, чтобы полнокровно развивался государственный язык. Молодежь, которая будет жить в XXI веке, уже сегодня идет по пути многоязычия, которое послужит строительству нового зрелого общества.
XXI век - век информатики, новых технологий. Таджикистан не должен стать краем, куда можно будет "сбрасывать" устаревшие технологии. Чтобы этого не случилось, следует своевременно позаботиться о молодежи, которая могла бы освоить новейшие достижения современной цивилизации на ее ведущих языках и на основе самых передовых знаний у нас в стране и за рубежом.
Мы осознаем, что груз нерешенных проблем у нас еще немалый. Думаю, что на пороге нового века самое время осмыслить накопленный опыт, проанализировать прежде всего то, что нам еще предстоит сделать. У нас имеется достаточный потенциал, и поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее.
По моему глубокому убеждению, путь, который избрал народ Таджикистана, является важной предпосылкой политической и социально-экономической стабильности и развития не только в регионе, но и на всем пространстве Содружества. В новом тысячелетии он будет способствовать становлению более безопасного, демократического и единого мира.