С раннего утра 5 декабря БТР батальона связи 58-й российской армии, оборудованный передающей станцией, стоял в "накопительной зоне" КПП "Верхний Ларс", примерно в километре от российско-грузинской границы. Усиленные громкоговорители каждый час передавали записанные на пленку новые условия пересечения госграницы. Нельзя сказать, чтобы водители и пассажиры трех десятков автомашин, растянувшихся по Военно-Грузинской дороге непривычно короткой змейкой, слишком внимали тексту, однако в комментариях недостатка не ощущалось. Сводились они в основном к критике руководителей и России, и Грузии, которые никак не могут столковаться по каким-то вопросам, а страдают от этого простые люди. Особенно перепало правителям от пассажиров двух рейсовых автобусов "Москва-Тбилиси", которые третьи сутки находились в пути и заметно устали. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что гнев у них вызывали не столько сам факт введения визового режима между двумя странами, сколько поборы сотрудников российского ГИБДД по всей федеральной трассе Москва-Владикавказ. "Нас останавливали на административных границах всех республик, краев и областей и буквально потрошили". Особенно при въезде в Кабардино-Балкарию. "Нас заставили выложить все из карманов, но денег уже не вернули. Нам не на что купить хлеб". Слова жителя Тбилиси Тенгиза Абашидзе подтвердили все пассажиры обоих автобусов. В то же время все виды контроля, которые они вынуждены были пройти на КПП "Верхний Ларс", у них не вызвали особого огорчения. Они в большинстве своем почему-то уверены, что визовый режим просуществует недолго.
Несмотря на опасения пограничников и властей Северной Осетии, новые условия пересечения границы не вызвали особого ажиотажа. Хотя внешних поводов для этого было достаточно. К вечеру 4 декабря на КПП "Нижний Зарамаг" скопилось со стороны Грузии около 500 машин, в основном большегрузных, со скоропортящимися овощами и фруктами. Водители торопились пересечь границу до 5 декабря, чтобы избежать оформления необходимых при визовом режиме документов. При этом их больше беспокоила не десятидолларовая стоимость визы, а связанная с этим неизбежная бюрократическая волокита. И, как ни странно, неизвестность. Водители честно признавались, что они просто не знают, где и как надо оформлять эти самые визы. Если это можно сделать только в Тбилиси, то возникает дикая по своей алогичности ситуация - жителям приграничных территорий надо ехать в Тбилиси, чтобы затем вернуться к границе и пересечь ее.
На совещании, которое провел 4 декабря президент Северной Осетии Александр Дзасохов с руководителями республиканских структур, представителями ФПС и федерального Таможенного комитета, особо подчеркивалось, что "главная задача пограничников и таможенников заключается в том, чтобы снять двойственное восприятие ситуации, которое может перерасти в панику, и проводить постоянную разъяснительную работу непосредственно на границе". Дзасохов призвал все задействованные на границе службы к спокойствию и терпению, подчеркнув, что от их действий зависит судьба возобновляющихся российско-грузинских переговоров по выработке окончательных условий пересечения границ традиционно дружественных стран. Усиливая в таком контексте роль и ответственность Осетии, Дзасохов в тот же день подписал специальное распоряжение, согласно которому с 5 декабря на контрольно-пропускных пунктах "Верхний Ларс" и "Нижний Зарамаг" приступили к круглосуточному дежурству члены кабинета министров республики. По его словам, "это необходимо, чтобы на месте разрешать возникающие вопросы". Особой работы на границе у министров за первые дни визового режима не было, но совершенно очевидно, что работа МИДов обеих стран нуждается в совершенствовании. Несколько жителей Казбекского района Грузии, граничащего с Северной Осетией, которых введение новых условий пересечения границы застало во Владикавказе, не могут третий день вернуться домой. Для оформления виз им необходимо теперь ехать в Москву. Только дорога обойдется каждому в 5-6 тысяч рублей. Вряд ли подобное можно отнести к понятию "забота о людях". Почему бы не создать представительство российского МИДа во Владикавказе? Чтобы оформление необходимых для пересечения границы документов не вызывало у людей раздражения и напряженности и происходило непосредственно на границе, как в цивилизованных странах.
В эти дни на контрольно-пропускном пункте "Верхний Ларс" активно обсуждаются мотивы введения визового режима. Преобладающее мнение - они мало связаны с антитеррористической операцией федерального Центра на Северном Кавказе, а лежат в области большой политики, вызваны тяготением Грузии к НАТО. Высказывается немало версий, среди которых самая распространенная - "Россия указывает Грузии ее место". В противном случае, утверждают многие, введение визового режима косвенно свидетельствует о том, что через госграницу спокойно проникали бандгруппы.
Владикавказ