ЛИШЬ со второй попытки молдавским парламентариям удалось завершить первый тур выборов главы государства. Первый раунд голосования состоялся 1 декабря. И поначалу ничто не предвещало скандала. Сами претенденты - лидер ПКМ Владимир Воронин и председатель Конституционного суда Павел Барбалат, накануне обменявшиеся комплиментарными характеристиками, демонстрировали подчеркнуто уважительное отношение друг к другу. Коммунисты даже не подвергли конкурента "разоблачительному опросу". При том что их выдвиженцу оппоненты порой задавали достаточно неудобные вопросы. Представители правых партий, например, вполне серьезно допытывались у Владимира Воронина, как он отреагирует, если Госдума РФ решит провести следующее свое заседание в Кишиневе или если в Молдавию войдут российские танки. Из ответа первого секретаря ЦК ПКМ следовало, что такой маленькой стране, как Молдавия, необходимо жить в дружбе со всеми соседями, что ей нужно стремиться в Европейский союз, но не надо вступать в НАТО и что в Советский Союз повторно, как и в реку, уже не войти. Во внутренней же политике выстраивание рыночной экономики признавалось не целью, а средством обеспечения реального суверенитета государства и права его граждан на нормальную человеческую жизнь. Укрепление дееспособности государства (и преодоление раздробленности во властных его структурах) было объявлено одной из главных задач будущего президента. Так же, впрочем, как и восстановление территориальной целостности страны посредством мирного урегулирования приднестровского конфликта, чему должны поспособствовать приход новых здоровых сил в приднестровский Верховный Совет в результате выборов 10 декабря, активные переговоры с тираспольскими лидерами и реализация последних "интересных" инициатив Москвы.
Но масштабность заявленных задач не соответствует формату сегодняшних (весьма, заметим, усеченных) президентских полномочий, подчеркнул спикер Думитру Дьяков, который открыто демонстрировал симпатию к кандидатуре Павла Барбалата. Более реалистичными он счел программные тезисы последнего, трактующие роль главы государства как гаранта общественной стабильности и приоритета законности.
Препятствием для дальнейшего мирного течения событий послужила кабина для тайного голосования. Вопреки установленному порядку депутаты от ПКМ стали заполнять свои бюллетени не в кабине, но у всех на виду, под присмотром собратьев по фракции. Как заявил представитель Партии коммунистов вице-спикер Вадим Мишин, осуществление тайного голосования есть право, но не обязанность. С такой постановкой вопроса, однако, не согласились другие парламентарии. Причем в разгоревшейся перепалке в ход пошли не только словесные аргументы. В итоговом постановлении объединившиеся законодатели от Демократической партии, Демократической конвенции и Партии демократических сил признали результаты голосования (48 голосов - за Владимира Воронина, 37 - за Павла Барбалата и 15 бюллетеней оказались испорчены) недействительными и обратились с запросом в Конституционный суд по поводу правомерности использованной коммунистами методики голосования.
В разъяснениях, данных 4 декабря членами КС (в отсутствие его председателя), уточнялось, что тайное голосование подразумевает обязательное заполнение бюллетеня в предназначенной для этого кабине. В тот же день в результате продолжительных дебатов и многочисленных консультаций депутаты, сначала утвердившие итоги голосования 1 декабря, затем все же их аннулировали и повторно провели первый тур.
На сей раз уже обошлось без эксцессов: 50 голосов получил Владимир Воронин, 35 - Павел Барбалат и 13 бюллетеней снова оказались недействительными. При этом, очевидно, за лидера ПКМ, помимо 40 однопартийцев, проголосовали и представители группы пропрезидентски настроенных независимых депутатов, тогда как председатель КС не был столь же единодушно поддержан членами выдвинувших его вышеупомянутых фракций.
На пресс-конференции Думитру Дьяков отметил, что лично он не желал бы последующей замены кандидатуры Павла Барбалата, однако не исключил подобной возможности. И назвал более предпочтительным вариант досрочных парламентских выборов в сравнении с альтернативой избрания президентом лидера коммунистов. По мнению же Владимира Воронина, досрочного роспуска законодательного органа удастся избежать лишь в том случае, если представленные в парламенте политики преодолеют свои амбиции.
Как пояснил "НГ" политолог Иван Грек, предотвратить досрочные выборы коммунисты смогут, сблокировавшись с фракцией Демократической конвенции, возглавляемой экс-президентом Мирчей Снегуром. По предположению Ивана Грека намеренно неправильно заполненные депутатами этой фракции бюллетени свидетельствуют о возможности такого сотрудничества. Вследствие чего Владимир Воронин мог бы занять пост президента страны, а Мирча Снегур (которого и сподвижники в последнее время неустанно упрекают в недостаточном отстаивании позиций и интересов партии) - спикера. Правда, для этого понадобится переизбрать в должности председателя парламента Думитру Дьякова. К чему, кстати, в ходе дебатов также призвали коммунисты.
Второй тур выборов должен состояться сегодня.
Кишинев